«Прилетел, сел в такси и быстренько добрался до города по комфортной трассе» — фантазия, которая не имеет ничего общего с реальностью. Это же Чукотка, здесь даже такое привычное действие связано с трудностями.
Мы, жители материка, привыкли как: есть регион, у региона есть главный город — столица — и обычно аэропорт находится в максимальной доступности к этому городу. Или как минимум существует нормальная дорога, по которой постоянно курсируют автобусы и такси.
Ага, но на Чукотке всё не так. И об этом меня ещё накануне предупреждал знающий друг, в красках рассказывая ситуацию, как он еле успел попасть на последний транспорт из аэропорта и рисковал тем самым остаться на ночь чёрте где.
«Трасса» Угольные Копи — Анадырь
Чтобы понять, что просто не будет, достаточно взглянуть на карту. Нюанс в том, что Анадырь (столица Чукотки) и аэропорт (находится в посёлке Угольные Копи) уютно разместились на противоположных берегах широкого лимана, то бишь залива.
Поэтому ни о какой круглогодичной комфортабельной трассе речи быть не может. Мост здесь строить вроде как не планируют: технически это сложнее реализовать в условиях вечной мерзлоты, да и экономически, скорее всего, просто нецелесообразно.
Так как же тогда добираться? Вариантов море и зависят они от сезона.
Зимний «байкальский» вариант
Мне повезло, я прилетел в середине апреля. И когда Москва уже нежилась в первом весеннем тепле, на Чукотке ртутный столбик показывал минус двенадцать, а вокруг пока ещё царствовала зима. Замершим был и лиман.
Уверен, вы не раз слышали, видели в кино, а может даже лично испытывали знаменитую зимнюю дорогу по озеру Байкал. Это когда лёд настолько крепко и плотно промерзает, что прямо на нём организовывают временную дорогу и пускают движение. Вот и здесь тот же случай: примерно с февраля по май на лимане организовывается зимник.
Таким способом по нему курсируют такси и маршрутки, среди которых есть довольно забавные и специфические агрегаты. Поездка до города на привычном общественном транспорте обойдётся в 200 р.
Мы же доехали до Анадыря на машине, и довольно быстро — минут за двадцать всего. По пути с большой радостью разглядывал в окне бесконечную белоснежную пустыню и редкие индустриальные строения.
Проехать по зимнику — самый экономный и быстрый вариант. Но намного «веселее» этот путь становится в другие сезоны.
Летний «водный» вариант
Летом, когда вода на Чукотке вновь переходит в жидкое состояние, сухопутный пассажирский транспорт сменяется на морской.
Между берегами лимана начинают курсировать катера, и за те же 200 рублей развозят граждан с одного берега на другой. Правда, чтобы попасть на причал в Угольных Копях, надо всё равно доехать сначала на такси.
И тогда поездка приобретает иной характер и появляются пересадки: такси — катер — такси (в Анадыре же тоже надо как-то добираться).
Также есть сценарий для зажиточных туристов: нанять такси и прямо с машиной перебраться через лиман на барже. Удовольствие стоит 3 000 р. и имеет ограничение по ёмкости.
Но, и это до сих пор ещё только «цветочки», «ягодки» начинается в межсезонье
Межсезонный «экстремальный» вариант
Расспрашивая нашего сопровождающего, я поинтересовался, а как народ добирается, если погода не очень хорошая?
«На катерах с воздушной подушкой» — ответила мне Екатерина, и немного помолчав, добавила — «Или на вертолётах».
— И сколько стоит сие удовольствие? — уточнил я.
— 4 000 р. в один конец, но они не тронутся, пока полностью не заполнят все места — уточнила гид.
— И часто бывает непогода и шторм?
— Бывает, не редкость. В межсезонье так обычное дело.
Да уж, точно не наездишься!
Позже, общаясь с чукотским представителем МЧС я вскользь затронул тему про эту местную специфику, так тот лишь горько посмеялся: «Да там целая мафия, деньги гребут дай боже, с такими ценами!».
Одним словом, суровость Чукотки я почувствовал практически сразу, ещё даже не добравшись до апартаментов, которые, к слову, тоже оказались «суровыми». Дальше — интереснее! 🐾
__________________
❄️ Другие зарисовки, съемки с коптера и короткие ролики о замерзшей Чукотке