Без абсорбции талантов со всей планеты гегемонию не удержать.
В августе 2022 года Конгресс США выделил $53 млрд на финансирование исследований и производства полупроводников в США, но одних производственных мощностей будет недостаточно, пишет Foreign Affairs. Америке критически не хватает талантов или, говоря совсем по-простому, мозгов.
Согласно текущим прогнозам, к 2030 году у американских полупроводниковых компаний будет 300 000 незаполненных вакансий для квалифицированных инженеров. Поиск кандидатов, обучение и найм сотен тысяч специалистов из США будут невозможными в такие сжатые сроки. Единственный способ удовлетворить этот спрос - нанять гораздо больше квалифицированных рабочих из-за рубежа.
На первый взгляд, это не должно быть проблемой, пишет FA: США долгое время полагались на свои компании в привлечении лучших в мире специалистов. Блестящие инженеры со всего мира помогли превратить Google в ведущую технологическую компанию, пишет Эрик Шмидт - бывший генеральный директор Google и соавтор Генри Киссинджера. Но сейчас США уже не являются безальтернативным маяком для тех, у кого есть талант.
Инновационная сила — способность изобретать, внедрять и адаптировать новые технологии для укрепления национальной мощи — определит будущее геополитики, подчеркивает Шмидт. И эта способность к инновациям зависит, прежде всего, от силы кадрового резерва страны.
По части найма ведущих мировых ученых в области искусственного интеллекта и инженеров-полупроводников, иммиграционная система США воздвигла ненужные барьеры, которые всё больше ставят Америку позади стран с иммиграционными системами, основанными на баллах, таких как Канада и Британия, которые агрессивно привлекают передовых технических работников и инженеров.
Поэтому, делает главный вывод Шмидт, пора менять парадигму и ориентировать всю американскую иммиграционную систему на всасывание мозгов. Например, Китай особенно активен в этом, причем руководство исходит с самого верха. В 2021 году председатель Си Цзиньпин заявил, что «конкуренция в современном мире - это конкуренция человеческих талантов и образования». По его указанию нация начала тратить серьезные деньги на привлечение специалистов.
Сегодня китайские исследовательские институты предлагают некоторым профессионалам в три раза больше денег, чем те могли бы получать в университете США.
Квалифицированным китайским инженерам и ученым, которые ранее уехали работать за границу, предлагаются мощные стимулы для возвращения домой.
Союзники США также значительно активизировали усилия по привлечению лучших специалистов. В прошлом году премьер-министр Британии Риши Сунак объявил о схеме нацеливания и привлечения 100 лучших молодых исследователей искусственного интеллекта в мире. У Лондона теперь есть программа индивидуальных виз, которые выдаются выпускникам ведущих университетов мира.
В 2015 году Канада создала систему экспресс-въезда, которая позволяет высококвалифицированным иностранным гражданам получить вид на жительство всего за год. Результаты уже налицо: только с 2016 по 2019 год число индийских студентов магистратуры, обучающихся в Канаде, выросло на 182%. За тот же период число индийских студентов, обучающихся по тем же специальностям в США, сократилось на 38%.
Чтобы иметь возможность конкурировать в ближайшие десятилетия, экономике США необходимо привлекать высококвалифицированных иммигрантов, которые будут создавать технологии будущего. Многих талантливых работников, которые хотели бы приехать в США, отпугивают сложные и сдерживающие иммиграционные правила.
Большинство иностранных специалистов, получивших образование в США в области искусственного интеллекта, ссылаются на иммиграционную систему в качестве основной причины желания покинуть страну. Сегодня даже доктор физики или математики не имеет четкого пути к получению вида на жительство в США.
Дальше Шмидт ссылается на опыт США во время Второй Мировой, когда США привлекли массу талантов, от Эйнштейна до фон Брауна.
К прискорбию, отмечает автор, президент США Джо Байден не смог убедить Конгресс отменить визовые требования для ведущих российских инженеров и ученых, равно как и для китайских специалистов.
Отличный повод задуматься над тем, как у нас самих дела с привлечением и удержанием лучших. Пока что понятие «иностранный специалист» у нас ассоциируется далеко не с иностранными академиками и новаторами.
России в уже идущей «борьбе за мозги» приходится быть между двух огней. США и Китай в равной степени намерены работать над втягиванием в себя специалистов со всего мира. Нам как минимум нужно не отпускать свои таланты. Для чего потребуется комплексная программа стимулирования, поиска, отбора и взращивания специалистов.
Кадры решают всё — ещё один тезис из прошлой эпохи испытаний нашей страны, который полезно взять на щит сегодня.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!