Найти тему
Это И Так Понятно!

"У нас так принято!" или Как энтропия рушит бизнесы

- Знаете, а ведь мы когда-то были очень активными! Постоянно что-то придумывали, внедряли. Конкурировали, боролись за каждого клиента. Мы были командой единомышленников. Я не шел, а бежал на работу.
Тогда было очень трудно с деньгами. Но это был бизнес!
А теперь у нас бардак и болото. Контора. Ненавижу!
С.Н., собственник производственной компании

Почему так происходит? Что случилось? И как улучшить ситуацию? Давайте разбираться.

Любой бизнес, независимо от размера, — создается, как упорядоченная система для осуществления полезной экономической деятельности. Взаимосвязанные части единого механизма, решая общие задачи и достигая общие цели, выполняют свою работу.

Почему же в этой упорядоченной системе со временем нарастает беспорядок?

Для начала стоит заметить, не вся энергия упорядоченной системы превращается в полезную работу. Мы справедливо возмущаемся тем, что бесполезно тратим большую часть своей энергии и времени на бессмысленные процессы, которые не приводят к достижению целей.

Ощущение «болота» сначала раздражает, потом бесит, потом вызывает привыкание и безразличие.

И уже через какое-то время с горечью вспоминаем, как раньше «бурлило и кипело», а теперь все превратилось в унылую офисную обыденность. Когда деятельность еще есть, но ощущения полезности и драйва больше нет.

Люди просто ходят на работу. Процессы замедляются. Система разлагается и теряет былую способность эффективно реагировать на неопределенность. Неизвестность и беспорядок множатся.

ЭНТРОПИЯ разрастается.

Что такое энтропия?

Будде было известно то, что ученые доказали только через тысячи лет после его смерти: уровень энтропии растет.
Всё рассыпается
Джон Грин «В поисках Аляски»

Понятие энтропии впервые было введено Клаузиусом в термодинамике в 1865 году для определения меры необратимого рассеивания энергии, меры отклонения реального процесса от идеального.

Проще говоря, энтропия – это мера бесполезности энергии. Не вся энергия системы используется для превращения в полезную работу. И как следствие – беспорядок, хаос, высокая неопределенность нарастают.

Энтропия присуща любой системе. Она сама по себе является законом Вселенной:

если не прикладывать усилия с целью поддержания порядка,
все в этом мире разрушается и распадается.

Поистине, чтобы не утонуть в бардаке и не захлебнуться в хаосе, чтобы не развалиться в ситуации неопределенности, нам нужно постоянно прилагать волевые усилия и выполнять полезную работу.

В быту энтропия проявляется как лень, отсутствие внимания, рассеянность. Опасность в том, что не нужно делать ничего, чтобы энтропия появилась. Она всегда тут, рядышком. В нашей голове.

Коварная искусительница, предлагающая успокоиться и не суетиться: «Пыль в углах, горы немытой посуды и завал по проектам? Ничего! Не нервничай! Пиво, чипсы и социальные сети вернут тебя в состояние устойчивого равновесия!»

И мы сдаемся. Замедляемся. Энтропируем…

Энтропия в бизнесе

Энтропия — постоянная тенденция Вселенной и любой изолированной системы в ней стремиться к состоянию всевозрастающего беспорядка.
Х\ф «Энтропия»

Энтропия в бизнесе – это мера отклонения основных параметров деятельности всей компании или ее отдельных подразделений от идеального состояния, снижение уровня организации.

Основная причина ее роста – дефицит информации о рисках и неопределенности.

Где-то я прочла, что «по статистике» примерно 80% населения Земли зачастую не осознают в моменте, где они и зачем. Словно спят. Следуя закону энтропии, они живут, ежедневно потребляя и производя массу ненужной информации, действуют по принципу «у нас так принято», забывают позвонить клиенту, невнимательно составляют и читают договора, тратят кучу времени на согласования, отчеты и бесконечные совещания.

И хорошо, если результатом такой деятельности будут конфликты с заказчиками и напрасно потраченное время на переговоры, бессмысленные расходы на раздутую управленческую структуру или создание неработающих инструкций и отчетов.

Хуже, если результатом становятся производственные травмы, поломки дорогостоящего оборудования, остановки производств, штрафы и аресты счетов, банкротства изначально перспективных предприятий. И даже гибель бизнеса.

Что делать с энтропией?

— Что ты делаешь?
— Прибираюсь.
— Это не твой дом.
— Это вообще не дом,
это циркулирующая вихревая энтропия.
«Теория большого взрыва (The Big Bang Theory)»

Так что же делать с энтропией?

Конечно, бороться!

Борьба с энтропией в бизнесе – это, очевидно, главная задача лидеров-вожаков. Ежедневно прилагать усилия и выводить систему из устойчивого равновесия, при этом добиваться устойчивого роста и развития.

Как мы говорили ранее, причина роста энтропии – это дефицит информации,

Но борьба с энтропией – это не утренняя планерка. Хотя, по аналогии с утренней зарядкой, планерка может быть инструментом придания утренней бодрости и поддержания физической формы команды, этого мало.

Энтропия – хитрая и коварная!

Ее сложно сразу выявить, но можно заметить по некоторым признакам:

  • «У нас все нормально!»
  • «Проблема не во мне/нас, а в клиенте/поставщике/коллеге/государстве»
  • «Мы всегда так делали, и все получалось»
  • «Я – специалист в своем деле и сам знаю, что делать»

Услышали подобные высказывания – внимание!!!

Сотрудники включили механизмы блокировки передачи данных: невнимательность, недоверие, личные представления и жизненные установки, самомнение и клише.

Это свойственно людям, как психическим системам. Нам же так неохота постоянно прилагать усилия!

И хорошо, если речь идет об одном таком сотруднике. А если их много?

Компания растет, соответственно растет количество бизнес-процессов и людей, участвующих в них. Возникает естественная необходимость в систематизации процессов. Любая систематизация предполагает увеличение сложности и объемов информации.

Чем выше концентрация людей, процессов, объемов информации, тем выше энтропия. И если замкнуть бизнес как систему и ничего не делать, энтропия разрастется до катастрофических размеров.

«Ну что же! Битва!» - воскликнет вожак. Возьмет свой меч или дубину. И отправится на борьбу с этой гадиной.

Вся наша деятельность – это борьба с энтропией.
Процесс этот, понятное дело, бесконечный
Аркадий Волож

Рассмотрим варианты методов борьбы?

Их можно применять как все сразу, так и поочередно. Смешивая и взбалтывая. Результат будет зависеть от управленческого таланта, воли и усилий вожака.

«Руки помнят!»

В вашей компании сомнительные достижения и результаты, но при этом «теплая домашняя атмосфера», где пьют чай, бегают в курилку, медитируют перед мониторами, обмениваются «мемасиками», бурно обсуждают курс доллара и политическую ситуацию? Поздравляю! «Бытовая» энтропия размножается.

Начнем борьбу привычным методом прямого ручного управления:

  • «Чем вы сейчас занимаетесь?»
  • «Давайте отчет о проделанной работе за день!»
  • «С сегодняшнего дня отменяем перекур/чаепития и т.д.»
  • «Проведем командный тренинг»
  • «Уволить Иванова/Петрова/Сидорова!»

Этот метод можно использовать на короткой дистанции, когда нужно «взбодрить» коллектив, когда команда небольшая и вы усилием воли доводите каждое свое распоряжение до заявленного результата.

В противном случае есть риск скатиться в «чайка-менеджмент» - прилетел, создал много шума, нагадил на всех и улетел.

Если ручное управление будет постоянным, вожак сам попадет под влияние «бытовухи», устанет, выгорит и захочет отдохнуть.

Метод прямого ручного управления достаточно трудо- и энергозатратный и малоэффективный. Он замедлит, но не победит «бытовую» энтропию.

«Формализуем!»

Победить «бытовую» энтропию поможет «продуктивная».

Приглашаем специалиста по бизнес-процессам, и он формализует ежедневные процессы с точки зрения их эффективности.

Это хороший метод борьбы с энтропией, но и у него есть недостатки – он трудозатратный и долгий. Пока вы формализуете процессы в одном подразделении, в других офисная бытовуха продолжает бурно расти. Чтобы прополоть все грядки бизнеса, проводя картирование/формализацию, вам потребуется либо очень много времени (если проводить работу последовательно), либо много денег (если накрыть всю компанию в целом).

Есть еще один недостаток метода – ошибка выживших. Процессы формализуются, исходя из чужого опыта, «как у других».

Если использовать чужие шаблоны без учета того, зачем эти процессы, для чего и как мы их осуществляем, есть риск не снизить, а наоборот, увеличить энтропию.

Поэтому вожаку важно донести до специалиста по бизнес-процессам цели процессов, согласовать их формализацию и проконтролировать, обучился ли персонал.

«Включаем!»

Эффективнее всего работает метод включения/вовлечения исполнителей в достижение целей бизнеса.

Ставьте цели и пусть планы по их достижению разрабатывают исполнители.

Этот метод предполагает знание и понимание вожаком принципов и последовательности управленческого цикла:

Замысел/новые идеи - Цели (чего достичь?) –
Планы (как достичь?) – Организация (кем и чем достигаем?) – Мотивация (побуждение к достижению) - Контроль (наблюдение и оценка отклонений)

В результате контроля происходят коррекция целей, изменения планов, обновление/реорганизация организации и системы мотивации.

И здесь важно учесть, что контроль без целей и планов сводится только к наблюдению, что однозначно приведет к нарастанию энтропии.

Отсутствие контроля, даже при наличии целей и планов, рано или поздно, приведет к двум смертельным болезням бизнеса - деградации управляемости и деградации ценностного предложения.

Потеря ценности для покупателя

Клиенты не ожидают от вас совершенства.
Они ожидают, что вы исправите что-то, когда что-то пойдет не так.
Дональд Портер, вице-президент British Airways

Деградация ценностного предложения неизбежно приводит к потере ценности для покупателя. Ваше предложение уже не просто не решает проблем клиента, его использование может порождать проблемы клиентов.

На что стоит обратить внимание:

Снижается потребительская ценность - к вам не приходят новые клиенты

Брак и частые возвраты – теряете нелояльных клиентов

Нарушение сроков поставок приводит к тому, что от вас уходят лояльные клиенты

Чтобы отследить результаты взаимодействия с покупателями, можно задействовать простой и эффективный инструмент контроля и планирования – ABCXYZ-анализ.

Но нужно и работать с самим продуктом.

Важно построить систему обновления продуктов. Внедряйте в систему управления цели по усовершенствованию действующих продуктов и созданию новых.

Эффективным инструментом для создания стратегии развития и управления является «Бостонская матрица».

Ресурсы от «Дойных коров» необходимо направлять на «Трудных детей» (новые разработки). «Трудные дети» должны превращаться в «Звезд», которые, предлагая покупателям новую ценность, со временем станут «Дойными коровами». В «Дойных коровах» ищите дополнительные ценности. Не верьте тем, кто говорит, что коровы не летают. Иногда очень даже высоко летают!

С «Собаками», как это не печально, нужно расставаться. Уж они-то точно знают, что такое деградация ценностного предложения.

Горе тем компаниям, в чьих портфелях много «Собак» и нет «Трудных детей»! Энтропия там цветет буйным цветом.

Потеря управляемости (дезорганизация)

Странный это был отдел. Лозунг у них был такой:
«Познание бесконечности требует бесконечного времени».
С этим я не спорил, но они делали из этого
неожиданный вывод: «А потому работай не работай — все едино».
И в интересах неувеличения энтропии Вселенной они не работали.
Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

Деградация управляемости – это процесс, обратный росту компании, который, если не вмешиваться, однозначно приведет к потере управляемости бизнесом, дезорганизации и гибели предприятия.

Компания растет, растет количество управленцев различных уровней, а месте с ними растет энтропия. Посмотрим на симптомы:

  1. Бюрократия – избыточная формализация процессов
  2. Задачи дробятся – формируется иллюзия делегирования
  3. Управленцы не хотят брать повышенные обязательства – планирование осуществляется от достигнутого, а не от целей
  4. Страх ошибок и наказаний ведет к искажению информации от уровня к уровню
  5. Деятельность подразделений не согласована – каждый работает на свой результат, нет карты целей
  6. Борьба за ресурсы – ресурсы распределяются не под планы, а по принципу «любимой жене побольше»
  7. Управленцы не участвуют в выработке стратегии, а нежатся в «теплой ванне» операционки
  8. Много процессов отдано на аутсорсинг - чужие в городе!
  9. В управлении компанией засиделись «старые кадры» и с фанатизмом стремятся зафиксировать устойчивое равновесие всей управленческой структуры, не допуская и саботируя нововведения

Деградация управляемости – любимая дочь энтропии!

Это еще не конец 😊
Продолжение следует…

Остаюсь Вашим Добрым Консультантом
Ольга Лаврова, консультант по вопросам управления и финансов бизнеса проекта
Radix-L - Управленческие решения для бизнеса

Entropy
392 интересуются