Найти тему

Из хроники репрессий: 18 мая

Оглавление

1921. Май, 18

Приказ Томского райпродкомиссара Воробьева немедленно приступить во всем Томском районе к выполнению всех 100% продовольственной и других разверсток: «Всех граждан, прятавших хлебные запасы, как врагов революции, отдавать под суд ревтрибунала и спрятанные запасы конфисковать, оставлять для семьи на продовольствие и обсеменение поля…». 

ГАТО.Ф.Р.-202.Оп.1.Д.347.Л.35.; 1917-1921. Народ и власть. С.208-209.

-2

1928. 18 мая – 6 июля

Открыто судебное заседание по «шахтинскому делу». Перед судом предстали 53 обвиняемых. Четверо – бывшие владельцы шахт, остальные – горные инженеры и техники.

11 человек были приговорены к смертной казни, но шестерым из них смертную казнь Президиум ЦИК по ходатайству суда заменил десятью годами лишения свободы.

«Шахтинское дело» было сфабриковано руководителем ОГПУ Северо-Кавказского края Е.Г. Евдокимовым.

Процесс знаменует начало кампании против старой технической интеллигенции.

[Коняев Н. М. Русский хронограф. От Николая II до И. В. Сталина. 1894–1953 / Н. М. Коняев — «Центрполиграф», 2014]

-3

1930. Май, 18

Конец XIX – начало XX века Местонахождение подлинника: ТОКМ
Конец XIX – начало XX века Местонахождение подлинника: ТОКМ

Закрыта для богослужений Успенская церковь бывшего женского монастыря.

Наименование каноническое – Во имя Пресвятой Богородицы, в память чудесного Ее Успения.

Успенский храм являлся вторым храмом Томского женского Иоанно-Предтеченского монастыря. Построен на средства купца И.А.Еренева и 22 октября 1870 года освящен в честь Успения Божией Матери.

В 1920 году монастырь был закрыт. На территории монастыря был помещен детский дом, воспитанники которого неоднократно совершали налеты на храмы.

С 1923 года при Успенском соборе была создана религиозная община обновленческой ориентации. В списке членов общины Успенской церкви за 1926 год значится 61 человек, среди них семь девиц, возрастом 24-34 года, по-видимому, монахини или послушницы из закрытого женского монастыря. В списках указана Некрасова Анастасия Григорьевна (игуменья), девица.

Здание церкви разобрали на кирпичи в 1950-х годах, место застроено.

[ГАТО.Ф.Р.430.Оп.1.Д.32.Л.137.]

-5

1988. Май, 18

о. Сигитас
о. Сигитас

В ссылку в Томскую область отправлен Юозас Сигитас Тамкявичус (Tamkevičius Sigitas), католический священник из Литвы, основатель, издатель и редактор Хроники Литовской Католической Церкви, один из основоположников Католического комитета по защите прав верующих, в последующем – Митрополит Литовской католической церкви.

Родился Тамкявичус 7 ноября 1938 года в крестьянской семье в деревне Гудоняй, Лаздийского района в Литве. В 1955 окончил среднюю школу в Сейрияй и поступил в Каунасскую духовную семинарию. В декабре 1957 с третьего курса был призван в армию. После службы вернулся в семинарию.

В 1961 году KГБ дважды безуспешно пытался завербовать Тамкявичуса. В 1962 окончил богословский факультет семинарии и был рукоположен в священники. В 1963 KГБ предпринял третью и последнюю бесплодную попытку завербовать «религиозного фанатика». Результатом несговорчивости стали постоянные переводы молодого священника из прихода и приход. В декабре 1968 вместе с другими священнослужителями составил и подписал петицию епископам и управляющим епархиями с требованием отменить ограничения при приеме студентов в семинарию. В феврале 1969 за это был на один год отстранен от церковного служения и трудился на Вилкавишкском заводе металлоизделий и мелиоративных работах.

Стал исполнять пастырский долг подпольно. Завязал знакомства с московскими диссидентами, передавал информацию о нарушениях прав человека в Литве для Хроники текущих событий. В 1970 задумал и стал издавать подпольное периодическое издание, трактующее религиозные и национальные вопросы. Первоначально издание имело название «Vivos voco» («Зову живых»), впоследствии – «Хроники Литовской Католической Церкви». Сигитас Тамкявичус составлял и редактировал Хронику ЛКЦ 11 лет, вплоть до ареста. Через московских правозащитников Хроника ЛКЦ переправлялась на Запад, выдержки из нее публиковались в Хронике текущих событий.

Приспособление для изменения почерка пишущей машинки. Использовалось о. Сигитасом в конспиративных целях. В настоящее время – экспонат Музея истории диоцезии (Каунас, Литва).
Приспособление для изменения почерка пишущей машинки. Использовалось о. Сигитасом в конспиративных целях. В настоящее время – экспонат Музея истории диоцезии (Каунас, Литва).

В октябре 1974 Тамкявичус подписал Обращение в Комитет прав человека с требованием освободить нескольких узников совести. Усилиями Андрея Дмитриевича Сахарова этот документ был передан Всемирному совету церквей и получил широкую огласку. В ноябре 1978 Тамкявичус основывает Католический комитет по защите прав верующих (ККЗПВ). Комитет успел подготовить 53 документа, опубликованных в Самиздате и получивших мировую известность. 29 августа 1979 вместе с другими членами ККЗПВ Сигитас Тамкявичус был вызван в вильнюсскую прокуратуру и официально предупрежден о возможном возбуждении против него уголовного дела по ст. 68 ч.1 УК Лит. ССР (аналог ст. 70 ч.1 УК РСФСР). В ответ на это Тамкявичус направил прокурору Литовской ССР «Открытое письмо», в котором категорически отказался признать инкриминируемые ему действия преступлением и в резкой форме обвинил «атеистов» в систематическом ущемлении прав Церкви и верующих-католиков. Под письмами в защиту «предупрежденных» членов ККЗПВ подписалось свыше двух тысяч прихожан.

6 мая 1983 Сигитас Тамкявичус был арестован, Верховным судом Литовской ССР по ст. 68 ч.1 был приговорен к 6 годам лагерей и 4 годам ссылки. Виновным себя не признал, отрицал клеветнический характер документов ККЗПВ и Хроники ЛКЦ. Срок отбывал в пермских политических лагерях. В 1985 под петицией в защиту Тамкявичуса и других подписалось свыше 50 тысяч человек. 30 июля 1986 самолетом Тамкявичус был доставлен в Вильнюс, где его пытались вынудить к написанию прошения о помиловании, демонстрировали видеофильмы с сюжетами о жизни католической церкви в Литве, но не добившись своего, этапировали обратно в лагерь.

18 мая 1988 отправлен в ссылку в Томскую область. В июне 1988 десять дней находился в Томской тюрьме, затем отправлен для отбытия ссылки в деревню Старосайнаково Кривошеинского района, затем в Кривошеино. Работал в мастерской по изготовлению хоккейных клюшек. Из ссылки освобожден досрочно 31 октября 1988 из-за массовых акций протеста, проводившихся в Литве в его защиту.

Возвратился в Литву, начал служить в Кибартай, в 1989 по решению Вселитовской епископской конференции был назначен духовным отцом Каунасской семинарии, в 1990-м – ее ректором. 19 мая 1991 был рукоположен в епископы. С мая 1996 – митрополит Каунасской архиепархии, с 1999 – председатель Вселитовской епископской конференции.

Является также председателем Информационного центра Литовской католической церкви, живет в Каунасе. Великий командор ордена Великого князя Литовского Гедиминаса (1998), кавалер ряда других правительственных наград. Один из основателей (2001) Музея истории диоцезии (Каунас, Литва), куда передал часть своей личной коллекции по истории издания «Хроники ЛКЦ».

[Słownik Dysydentów. Czołowe postacie ruchów opozycyjnych w krajach komunistycznych w latach 1956-1989. Karta. Warczawa 2007. T-2. S.286-288.]

-8

В июне 2016 года архиепископ Каунаский Сигитас Тамкявичус посетил Томск и мемориальный музей. По завершении почти двухчасового знакомства с музеем высокий гость сделал запись в книге посетителей музея, а также дал большое интервью – воспоминание для видеоархива  музея, поведав подробности о томском периоде своего невольного пребывания на нашей земле 28 лет назад.

22 июня 2016 года состоялась встреча архиепископа Сигитаса Тамкявичуса, последнего зарегистрированного политссыльного на территорию Томской области, с представителями Литовского землячества Томска. Встреча проходила в неофициальной атмосфере – стол с самоваром и неформальное общение. В начале, после вступительных речей, Виктором Билотасом была представлена презентация на тему «Культурное наследие выходцев из Литвы в Сибири», где говорилось о достижениях и заслугах как ссыльных, так и вольных литовцев.

Основной темой вечера была, конечно же, семейная история. Присутствовавшие делились рассказами о своих семьях, о ссылке, о жизни в Сибири в те времена и сейчас.