Резидент «Сколково» первым среди финансовых маркетплейсов запустил возможность оплаты страховых полисов с помощью BNPL-сервиса и рассказал, какие еще направления финансового финтеха ждет светлое будущее.
С начала пандемии финтех-компании были вынуждены искать новые каналы коммерциализации и развития своих сервисов, в том числе выходя напрямую на розничных клиентов. Одним из самых востребованных направлений стало развитие финансовых маркетплейсов, а также технологии встроенных финансов, которые помогают продавать страховые, банковские и другие продукты.
Сергей Леонидов, генеральный директор компании «Сравни Лабс», которая является резидентом «Сколково», рассказал, что финансовые маркетплейсы выступают для банков и страховых компаний эффективным цифровым каналом привлечения клиентов и помогают решить проблему географии. Благодаря таким площадкам пользователи могут видеть финальные ставки и предложения от разных компаний и выбирать наиболее подходящий вариант, экономя время и деньги.
«Сравни» выступает успешным примером. В 2021 году компания первой в России получила лицензию финансового маркетплейса от Банка России, а в 2022 году стала первым IT-проектом, запустившим возможность оформления онлайн-кредитов без посещения банков прямо на сайте. На сегодняшний день это одна из лидирующих площадок в России, которая позволяет не только сравнить финансовые продукты, но и купить их. Сервис сотрудничает с крупнейшими банками, страховыми компаниями, МФО (микрофинансовыми организациями) и образовательными проектами.
Для того чтобы эффективнее развивать торговые площадки, рынок разрабатывает технологии встроенных финансов. Это второе важное направление в области финтеха, считает Сергей Леонидов. Наиболее перспективны решения для электронной коммерции, но и в других отраслях они тоже востребованы (соцсети и сервисы такси).
«Встроенные финансы — это настоящий win-win и для клиентов, и для финансовых компаний. С одной стороны — лучший пользовательский опыт для потребителей, с другой — рост объема продаж и средних чеков для дистрибьюторов, а также клиентской базы для поставщиков решений. Эксперты прогнозируют ежегодный рост индустрии на 40%», — объясняет Сергей Леонидов.
Примером встроенных финансов может быть кредитование, обычная рассрочка, а также быстро набирающие популярность в последние годы BNPL-сервисы (Buy now, pay later, или «покупай сейчас, плати потом»), позволяющие разделять стоимость покупки на части. В отличие от кредитов и обычной рассрочки, переплат здесь нет. Продавец получает свою выгоду благодаря привлечению новых клиентов и повышению лояльности существующих. По данным исследовательской компании Juniper Research, в 2022 году таким способом во всем мире оплачивали товары и услуги более 360 млн человек. А к 2027 году число пользователей, по прогнозам, вырастет в 2,5 раза — до 900 млн человек.
Первые сервисы BNPL в России в 2021 году запустили «Тинькофф» (сервис «Долями») и «Яндекс» («Сплит»). А в начале 2023 года «Сравни» совместно с «Долями» предложил возможность оплаты страховых полисов частями, став пионером среди финансовых маркетплейсов. Сайт подбирает по запросу клиента предложения по страхованию ипотеки и показывает доступные с оплатой в несколько платежей. Клиенты могут оплатить страховую премию четырьмя равными платежами: 25% стоимости полиса списывается при покупке, а далее каждые две недели — еще по 25% до полной оплаты.
«Новый способ оплаты стал отличным дополнением к нашему продуктовому предложению. Мы не только помогаем клиентам находить самые выгодные варианты страхования, но и предоставляем наиболее удобные формы и варианты оплаты. По результатам пилотного запуска планируем расширять список продуктовых предложений от страховых компаний с возможностью оплаты долями», — рассказывает Сергей Леонидов.
С уходом ряда иностранных финтех-компаний отечественные разработчики получили возможность занять освободившуюся нишу. В перспективе при условии грамотного использования имеющегося потенциала это даст дополнительный стимул для развития финансовых технологий в нашей стране, считает глава «Сравни».
Россия традиционно отличается одним из самых высоких показателей развития финансовых технологий в мире. Согласно исследованию BusinesStat, опубликованному в августе 2022 года, объем российского рынка финансовых технологий по итогам 2021 года достиг 67,1 млрд рублей. Большая часть пришлась на платежи и обработки транзакций — около 40,9 млрд рублей. Расходы на финансовые технологии для бизнеса достигли 11 млрд рублей, на решения в сфере личных финансов — 6,2 млрд рублей, на финтех-решения для банков — 9 млрд рублей.
Сейчас, когда индустрия столкнулась с ограничениями со стороны Запада, приоритеты развития изменились: на первый план вышли разработка альтернатив заблокированным платежным сервисам, поиск способов реализации трансграничных платежей, усиление информационной безопасности и импортозамещение, отмечает Сергей Леонидов. «Но несмотря на то, что мир изменился, неизменно одно — всем нам нужен быстрый и удобный доступ к финансовым инструментам. Спрос на них только растет: это подтверждает рост нашего трафика. В 2022 году он увеличился больше чем на треть к 2021 году», — говорит он.
В прошлом году положительная динамика наблюдалась по всем финансовым услугам, представленным на платформе «Сравни». Кредитами интересовалось на 26% пользователей больше, чем годом ранее. Годовой трафик в МФО вырос на 27%. Россияне чаще интересовались сохранением средств — спрос на вклады увеличился на 20%. Продажи полисов ОСАГО выросли на 30%, полисов по страхованию ипотеки — на 35%, по страхованию от несчастных случаев — на 42%, туристическому страхованию — на 81%.
Но самое важное — в этот непростой год за счет сравнения стоимости страховых полисов разных компаний клиенты «Сравни» смогли сэкономить 1,5 млрд рублей на полисах ОСАГО, 250 млн рублей на страховании ипотеки и 166 млн –– на туристических страховках.