Про общение с клиентами и покупателями написаны тонны статей и "криков душ" мастеров. Я расскажу о своём опыте, были забавные случаи.
Сейчас я с полуслова различаю два типа покупателей: первый тип - те, кому надо заказать и купить, второй - те, кому надо пообщаться.
Первый покупатель чётко и кратко формулирует свои запросы: хочу это, долго ли ждать, сколько и куда платить. Всё. Если работа в наличии - сразу отправляю, если нет - обговариваем сроки изготовления, покупатель идёт ждать, а я - работать.
Второй тип покупателя много и долго расспрашивает на манер: "А есть ли такое, но с перламутровыми пуговицами", как это будет на другой кукле и много-много других вопросов.
Сейчас я не трачу много времени на разговоры, когда вижу, что человек пришёл "а поговорить", отправляю в альбомы с работами думать и определяться со своими желаниями.
Но так было не всегда. Поначалу я вникала в пожелания, пыталась предлагать и обсуждать, клиент же всегда прав.
К примеру, была у меня постоянная покупательница: один наряд она купила без лишних слов, а со второй покупкой начались проблемы.
Она хотела приобрести наряд с платьем из батиста без рукавов, с ажурной жилеткой, шляпкой, пальто, туфлями и ажурными колготками, этакий фул-сет на все случаи жизни. Кажется, чего ещё желать, бери и иди. Но...
- Ой, а можно к пальто бусинок добавить?
Можно, добавила.
- А к платью рукава-фонарики добавить? Так же лучше будет.
Распорола подкладку платья, добавила "фонарики", украсила кружевом, а в ответ:
- Ой, а можно обратно вернуть? Мне как было больше нравилось.
Обратно возвращать я не стала, но и этот вариант отдавать покупателю отказалась. Продала на маркетплейсе человеку, который пришёл, увидел, заплатил и получил посылку.
Без всякого выноса мозга себе и людям.
После этого случая я стала внимательнее относиться и к своему общению с мастерами, у которых заказываю ручную работу. К примеру, заказывала планер:
В готовых работах мастера нужного цвета не нашла, обратилась по поводу заказа. Сразу спросила, могу ли я высказать свои пожелания к заказу и корректировать что-то, общение сразу выстроилось в приятном ключе и для меня, и для мастера.
Вопрос к покупателям: а вы общаетесь с мастерами по заказам или предпочитаете покупать из наличия?
Вопрос к мастерам: корректируете ли вы готовые работы под запрос покупателя?