Наконец -то. Наконец такое кино, которое я люблю. Странное, сновидческое, сюрреалистическое. Обыватель скажет "непонятно", потому что это особый язык психической реальности. #дошлирукидокина
"Эммануэль и правда о рыбах "(2013, реж. Франческа Грегорини). Оригинальное название "the Ttruth about Emanuel ", вроде рыб нету, но они тут при чём) Сейчас поймёте.
Картина заявлена как триллер с драмой, и даже придуман какой-то условно -криминальный поворот с пропажей младенца, но это для оправдания перед публикой. В психической реальности ничего этого не нужно. Там может быть всё, и каким угодно... А это кино про подсознание. Так что - драма и точка.
Итак, у нас юная девушка Эммануэль, выросшая без матери. Совсем, с первой минуты, та умерла в родах. Абсолютно нормальный подросток с типичными вопросами своего периода развития... И даже удивительно, как она вообще справлялась столько лет без всяких психотических эпизодов, не имея материнской груди и ранней привязанности вообще. Ну допустим... Допустим были мощные заменяющие фигуры, которые ее поддержали. Отца она допрашивает о "том" дне. Как у матери были схватки и кто что чувствовал и о чём говорил, бесконечно реконструируя в своем сознании фантазию момента своего появления.
...И тут появляется соседка, странно похожая на мать девушки... Этого сходства могут не замечать окружающие, или его вообще может не быть - это неважно. Это - сила проекции. Откуда Эмануэль знает, какая ее мать? Только из воображения и нескольких фото 15-летней давности.. Зато появляется простор для фантазирования, при взгляде на эту соседку.
И вот мы получаем разворачивание ранней травмы (ровно так же, как это бывает на глубинной психотерапии). Огромное количество вопросов, которые, конечно же, были и раньше, но где-то за порогом сознания. Какая моя мать? Какая я с ней? Какая она со мной? Как это - быть близко с матерью? Я ее боюсь или восхищаюсь? Могла бы она мне дать свою лучшую кофточку на свидание? Могла бы она похвалить мою комнату (как делает в сюжете соседка Линда). И еще миллион..
И конечно, всё это затапливает героиню. Вот откуда там в кадре появляется вода. Из ниоткуда, из нутра психического. Вода - традиционно символ бессознательного и частый гость сновидений пациентов в терапии. Море эмоций, океан переживаний.
Дальше еще интереснее - у соседки младенец. Мадонна. Необыкновенно красивая женственная молодая мать с ребенком на руках. Архетипическая мать. Но в "картине мира" Эмануэль так не бывает, у нее ТАК не было. Кого-то надо выбрать: мать или дитя. А могла бы умереть не мама, а я? И поэтому - кукла. Мертвый младенец в сюжете. И Эмануэль этого не хочет, конечно же, замечать, и поддерживает фантазию спящего, но живого младенца (еще раз - свою идею, не Линды!) перед другими персонажами. Я же тут, я же жива, я не могла умереть!! Какой перевертыш. Мать (в такой фантазии) можно спасти только ценой собственной жизни. Это насколько невыносимый конфликт, что в жизни с ним чудовищно трудно встречаться. И это бывает не только у людей, действительно потерявших мать в детстве. В психоаналитических направлениях часто говорят о "комплексе мертвой матери" (автор концепции - французский психоаналитик Андре Грин), имея ввиду эмоционально холодную, отстраненную, или депрессивную, или шизофреническую мать. Психическая динамика формирования там примерно такая же.
Чтобы прожить этот выбор (я или мама), принять обратно возможность остаться жить обеим, героине нужно пойти очень далеко в детство, в слияние с матерью, во внутриутробный период. Вот откуда жабры во сне, вот она рыба - символ зачатия, перинатальных переживаний. Она должна восстановить с этим связь. С истоками, с архетипом, с периодом неразделенности.
В действительности это очень сложный этап, опасный. Часто на грани с психозом, из которого пациент то ли выберется, то ли нет. Если же удается честно пройти какой-то похожий процесс внутри терапии, клиент в значительной степени интегрируется, и это даже можно назвать исцелением.
Несмотря на какой-то "объясняющий" финал фильма, я вижу в нем потенциал исцеления. Эмануэль встречается с парнем-ровесником, она наконец "видит" мачеху, которая просто хочет заботиться и быть нужной. И теперь с ней можно общаться как с обычной "теткой", а не с претендентом на место мамы.
После разъяснений смотреть, думаю, будет понятнее. Тем более, что там красивая Джессика Билл.
Психологическое содержание тут очень богатое: мать как роль, архетип матери, рождение, комплекс мертвой матери, взросление, женственность, слияние, эдипов треугольник, мать и мачеха, подростковый кризис, жизнь и смерть, горевание, травма, отношения м и ж, замещающие фигуры, выбор, обман, психотическое, символизм, исцеление.