Найти тему

Эммануэль и фантазии о матери

Наконец -то. Наконец такое кино, которое я люблю. Странное, сновидческое, сюрреалистическое. Обыватель скажет "непонятно", потому что это особый язык психической реальности. #дошлирукидокина

"Эммануэль и правда о рыбах "(2013, реж. Франческа Грегорини). Оригинальное название "the Ttruth about Emanuel ", вроде рыб нету, но они тут при чём) Сейчас поймёте.

Картина заявлена как триллер с драмой, и даже придуман какой-то условно -криминальный поворот с пропажей младенца, но это для оправдания перед публикой. В психической реальности ничего этого не нужно. Там может быть всё, и каким угодно... А это кино про подсознание. Так что - драма и точка.

Итак, у нас юная девушка Эммануэль, выросшая без матери. Совсем, с первой минуты, та умерла в родах. Абсолютно нормальный подросток с типичными вопросами своего периода развития... И даже удивительно, как она вообще справлялась столько лет без всяких психотических эпизодов, не имея материнской груди и ранней привязанности вообще. Ну допустим... Допустим были мощные заменяющие фигуры, которые ее поддержали. Отца она допрашивает о "том" дне. Как у матери были схватки и кто что чувствовал и о чём говорил, бесконечно реконструируя в своем сознании фантазию момента своего появления.

постер для иллюстрации взять отсюда https://www.kinopoisk.ru/picture/2271366/
постер для иллюстрации взять отсюда https://www.kinopoisk.ru/picture/2271366/

...И тут появляется соседка, странно похожая на мать девушки... Этого сходства могут не замечать окружающие, или его вообще может не быть - это неважно. Это - сила проекции. Откуда Эмануэль знает, какая ее мать? Только из воображения и нескольких фото 15-летней давности.. Зато появляется простор для фантазирования, при взгляде на эту соседку.

И вот мы получаем разворачивание ранней травмы (ровно так же, как это бывает на глубинной психотерапии). Огромное количество вопросов, которые, конечно же, были и раньше, но где-то за порогом сознания. Какая моя мать? Какая я с ней? Какая она со мной? Как это - быть близко с матерью? Я ее боюсь или восхищаюсь? Могла бы она мне дать свою лучшую кофточку на свидание? Могла бы она похвалить мою комнату (как делает в сюжете соседка Линда). И еще миллион..

И конечно, всё это затапливает героиню. Вот откуда там в кадре появляется вода. Из ниоткуда, из нутра психического. Вода - традиционно символ бессознательного и частый гость сновидений пациентов в терапии. Море эмоций, океан переживаний.

Дальше еще интереснее - у соседки младенец. Мадонна. Необыкновенно красивая женственная молодая мать с ребенком на руках. Архетипическая мать. Но в "картине мира" Эмануэль так не бывает, у нее ТАК не было. Кого-то надо выбрать: мать или дитя. А могла бы умереть не мама, а я? И поэтому - кукла. Мертвый младенец в сюжете. И Эмануэль этого не хочет, конечно же, замечать, и поддерживает фантазию спящего, но живого младенца (еще раз - свою идею, не Линды!) перед другими персонажами. Я же тут, я же жива, я не могла умереть!! Какой перевертыш. Мать (в такой фантазии) можно спасти только ценой собственной жизни. Это насколько невыносимый конфликт, что в жизни с ним чудовищно трудно встречаться. И это бывает не только у людей, действительно потерявших мать в детстве. В психоаналитических направлениях часто говорят о "комплексе мертвой матери" (автор концепции - французский психоаналитик Андре Грин), имея ввиду эмоционально холодную, отстраненную, или депрессивную, или шизофреническую мать. Психическая динамика формирования там примерно такая же.

кадр для иллюстрации взят отсюда https://www.kinopoisk.ru/picture/2023053/
кадр для иллюстрации взят отсюда https://www.kinopoisk.ru/picture/2023053/

Чтобы прожить этот выбор (я или мама), принять обратно возможность остаться жить обеим, героине нужно пойти очень далеко в детство, в слияние с матерью, во внутриутробный период. Вот откуда жабры во сне, вот она рыба - символ зачатия, перинатальных переживаний. Она должна восстановить с этим связь. С истоками, с архетипом, с периодом неразделенности.

В действительности это очень сложный этап, опасный. Часто на грани с психозом, из которого пациент то ли выберется, то ли нет. Если же удается честно пройти какой-то похожий процесс внутри терапии, клиент в значительной степени интегрируется, и это даже можно назвать исцелением.

Несмотря на какой-то "объясняющий" финал фильма, я вижу в нем потенциал исцеления. Эмануэль встречается с парнем-ровесником, она наконец "видит" мачеху, которая просто хочет заботиться и быть нужной. И теперь с ней можно общаться как с обычной "теткой", а не с претендентом на место мамы.

После разъяснений смотреть, думаю, будет понятнее. Тем более, что там красивая Джессика Билл.

Психологическое содержание тут очень богатое: мать как роль, архетип матери, рождение, комплекс мертвой матери, взросление, женственность, слияние, эдипов треугольник, мать и мачеха, подростковый кризис, жизнь и смерть, горевание, травма, отношения м и ж, замещающие фигуры, выбор, обман, психотическое, символизм, исцеление.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц