Readovka67 побывала в закулисье необычного проекта. Мелодия замирала и воплощалась на полотнах мастеров. Смоленские художники посещали концерты и репетиции областной филармонии, создавали произведения искусства буквально пока звучала музыка, иногда прямо на сцене среди музыкантов. Таким был необычный пленэр, приуроченный к 65-му Всероссийскому музыкальному фестивалю имени М.И. Глинки. В рамках этого уникального эксперимента было создано около 100 работ в различных техниках. Совсем скоро их представят смоленскому зрителю на трех площадках. Readovka67 побывала в закулисье проекта – в мастерских живописцев и в филармонии. Мы узнали, как родилась идея этого необычного пленэра и как проходила работа. Художница, член союза художников России, Алена Дроздова рассказала, кто стоял у истока проекта: «Идея родилась в мастерской одного из смоленских художников Александра Зорина. Ему предложил порисовать на репетициях музыкант филармонии Александр Губарев. Саша Зорин стал активно работать, делиться яркими впечатлениями с коллегами, вдохновлять нас. Со временем все это вылилось в большой творческий проект, в котором участвовали 28 авторов».
Каждый из художников выбирал для себя удобное время работы и материалы. Произведения получились разнообразными. «Лариса Шулика – мастер натюрмортов, приходила к ансамблю «Таусень», брала у них русские народные инструменты, сделала целую серию замечательных работ. Вера Самарина – заслуженный художник России, график, тоже занималась натюрмортом. Такие мастера, как народный художник, действительный член Российской академии художеств Геннадий Намеровский и живописец-график Светослав Арайс создали графические произведения. Александр Анатольев написал несколько живописных работ - портрет и этюды».
Алена Дроздова в течение пленэра выполнила шесть работ – холст, масло, а также множество набросков, рисунков и фотографий. Одна из картин – портрет народного артиста Виктора Дубровского, советского и российского дирижера, основателя и первого руководителя Смоленского русского народного оркестра. Его художница создавала, используя фотографию сделанную Айваром Лиепиньшем. «Я помню Дубровского с детства. У меня друг работал в его оркестре», – поделилась Алена. Она изобразила музыканта в момент отдыха после концерта, отразив в нем свойственную любому человеку усталость. Благодаря этому образ получился очень теплым, по-хорошему простым и близким каждому. Виктор Павлович смотрит на зрителя с полотна с немного грустной улыбкой. В руках у него охапка цветов, на столике – термос с горячем чаем. Музыка стихла, продолжив звучать в душах и сердцах ушедших с представления смолян.
Другую работу Алена создавала прямо на сцене во время исполнения «Сказки о царе Салтане» Светланы Новиковой-Бородиной. «Выложила в соцсети фотографию работы в процессе прямо со сцены. Мне написала автор этого музыкального произведения. Она сказала, что картина очень точно передает ее музыку. Я была рада, что ей понравилось».
Алена отметила, что работая внутри оркестра, ощущала себя полноценным участником представления и не чувствовала никакого стеснения: «Поняла даже заранее, что все хорошо. Я просто буду работать. Музыканты же делают это постоянно и не стесняются!». Художница подчеркнула, что существовать в творческой коллаборации со смоленскими музыкантами было максимально комфортно: «Они были очень отзывчивыми, отнеслись к нам по-доброму».
Уходя из концертного зала и закулисья филармонии, художники продолжали работу над проектом в своих мастерских. Особенность пленэра состоит в том, что натура быстро меняется, а иногда и вовсе исчезает: вот художник пишет солнечный день, а вот через минуту набежала туча и прежнее состояние уже не поймать, оно осталось только в памяти. Похожая ситуация складывалась и с музыкантами: вот звучит мелодия, создавая одно настроение, а вот композиция, характер движений в оркестре сменились или вовсе музыка умолкла и мастер может доработать работу только в мастерской по воспоминаниям о моменте.
В одной из таких творческих студий мы посетили председателя смоленского отделения союза художников России Сергея Богомолова. В окружении холстов, которые проходят финальную подготовку к открытию выставки, он рассказал и о проекте и о планах на будущие: «Следующий год станет юбилейным для Смоленского отделения союза художников России и для Смоленской областной филармонии. Мы ровесники – нам исполняется 85 лет. Символично, что творческий тандем сложился именно сейчас и, конечно, нам бы было интересно сотрудничать в будущем». При этом Сергей Михайлович отметил, что хотелось бы, чтобы у подобных проектов появились спонсоры, либо поддержка от местной администрации. Развивать творческий потенциал области, поднимать уровень культуры в регионе, воспитывать патриотизм – очень важно сегодня. При этом художественные материалы сейчас стоят немало. Пока работа ведется буквально на альтруистических началах – за личные средства художников, в которых они часто ограничены. Сергей Богомолов также рассказал о втором совместном проекте с филармонией: «Поступило предложение на конкурсной основе написать портрет Михаила Глинки ко дню музыки 1 октября. Среди художников объявлен конкурс, в сентябре планируется подвести его итоги». Директор Смоленской областной филармонии Янина Казеннова также отметила значимость будущего года: «Предстоящий концертный сезон является юбилейными – 55-ый всероссийский фестиваль имени Глинки и юбилей филармонии – 85 лет, также круглая дата у Смоленского народного оркестра им. Дубровского». Янина Евгеньевна отметила, что по итогам второго совместного с художниками проекта – конкурса на портрет Михаила Глинки, выберут лучшую работу, которая займет место в фойе филармонии и будет долгие годы радовать смолян и гостей города. Побеседовал с Readovka67 и заслуженный деятель искусств, руководитель Смоленского русского народного оркестра им. В.П. Дубровского Игорь Каждан, который с энтузиазмом согласился на участие в экспериментальном пленэре – пустил художников на сцену, сделав их на время частью своего оркестра. Он отметил, что данный проект позволит зрителю по новому взглянуть на оба вида искусств – музыкальное и изобразительное. Их созвучие, рожденное в совместном творчестве, действительно уникальное. «Музыканты, которые приезжали в период проведения пленэра в Смоленск на гастроли и были запечатлены нашими художниками, пришли в восторг от такого эксперимента, писали в соцсетях одобрительные отзывы», – рассказал Игорь Александрович. Открытие выставки «Музыка — душа моя» пройдет на трех площадках: 19 мая в 16:00 — открытие выставки. Смоленская областная филармония. 26 мая в 19:00 — вторая часть экспозиции. Смоленский государственный академический драматический театр имени А.С. Грибоедова. Открытие Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки. 29 мая в 16:00 — культурно-выставочный центр имени Тенишевых. Автор фотографий: Александр Губарев.