Найти в Дзене
Поумнее некоторых

Еще раз про ЕГЭ

Всем привет.

В продолжение одной из моих статей, а именно про жертв ЕГЭ. Вообще надо сказать, что выпуски 2007-2008 годов это довольно-таки интересный слой людей, мы сдавали и традиционные экзамены, и ЕГЭ, поэтому можем их сравнить, хотя бы и субъективно.

Часто говорят, что подготовка к ЕГЭ - очень нервный процесс, изматывающий ученика. Да, это действительно так, но есть одно "но". Подготовка к традиционному экзамену ничуть не проще! Я помню как один год до трясучки переживал, когда нам назначили экзамен по французскому языку. Ей-Богу, сам бы я его никогда не выбрал! Потому что я его просто-напросто не понимал, а потому и не любил. Учитель об этом знала, поэтому тут закрадывался субъективный фактор. Собственно, одна из причин ввода ЕГЭ - желание этот самый фактор убрать из процесса экзаменовки. И я считаю, что это очень правильно. Возвращаясь к нервам - их затраты абсолютно равнозначны, в этой части традиционный экзамен не имеет перед ЕГЭ никаких преимуществ.

Другой аргумент - ЕГЭ это "угадайка", которая отупляет учеников и не раскрывает их творческого потенциала. Во-первых, как таковой "угадайки" в ЕГЭ - это треть экзаменационного задания. Выполнив ее, ученик может получить не выше условной тройки. И это - хорошо! Если человек сдает например математику и пишет только тест, но при этом собирается поступать в ВУЗ, где математику принимают по системе "зачет/незачет" - ему достаточно будет написать этот самый тест и уйти с экзамена со спокойной душой! Ему не надо готовиться к решению задач "со звездочкой" и тратить на это силы! Это кстати возврат к первому пункту - ЕГЭ позволяет экономить время, правильно его распределять и расставлять приоритеты. А что касается творчества - вы пробовали сдать учителю с советской закалкой сочинение по "Евгению Онегину" не так, как она сказала писать вам во время уроков, а содержащее ВАШЕ мнение? Я пробовал. И ничего хорошего не получилось. Потому как перед сочинением эти учителя именно что надиктовывали то, что должно быть в сочинении. За отступление от этих догм - расстрел низкий балл сходу. И где же здесь раскрытие творческого потенциала? Так что аргумент про отупление ЕГЭ тоже мимо - традиционный экзамен если не отупляет, то уж точно не позволяет никакой свободы в выражении мыслей.

Третий аргумент - сборники ЕГЭ можно купить заранее в магазине и "натаскаться", следовательно это не приобретение знаний, а зубрёжка. Ну, в предыдущем пункте я уже этого отчасти коснулся. Если говорить подробнее - в школе не учат писать сочинения и не учили никогда. Сочинение - это мысли ученика, возникшие после прочтения литературного произведения. При этом, когда после прочтения ты рассказываешь учителю о своих мыслях, ты мог запросто получить ответ - Неправильно! Ты должен был понять то-то и то-то. Нормально, да? Озвучиваешь свои мысли, но тебе говорят что они неправильные! А какие правильные? Мысли учителя? Но тогда написание сочинения превращается не в изложение своих мыслей, а в "угадайку" мыслей учителя...Литература - это не точная наука и не наука вообще. Применить к ней математические критерии, например минимальный объем страниц, невозможно и глупо! Как можно заранее знать, какие мысли и в каком объеме вызовет у человека "Герой нашего времени"? А если ему не нравится автор, не нравится его язык? И вообще, как можно до конца понять произведение о 19 веке, живя в 21 веке? Мы зачастую не можем понять своих родителей, из-за чего и возникает конфликт поколений, а тут про 19 век, да еще и тяжеловесным языком. Я не помню, чтобы на уроках литературы нас учили именно что понимать прочитанное. Нам давали задания типа "Прочитать к завтрашнему дню 150 страниц из Толстого!" Как вам это нравится? Особенно на фоне того, что есть еще и математика, которая царица всех наук, физика, куда ж без нее, география. А еще ведь не просто прочитать, но и понять!...Из-за всего этого буйным цветом цвели различные "1000 золотых сочинений", "Лучшие сочинения школьной программы", "Как научиться писать сочинения" и так далее. Такой литературы при подготовке к традиционному экзамену скупалось просто тонны! Кстати, зафиксирован случай, когда при раздаче питания на экзамене по традиционной форме родители подкладывали вырванные листы из этих сборников в бутерброды. Где здесь приобретение знаний? Разве всё мной описанное не является натаскиванием?

А ещё вопрос к ненатасканным, обладающим знаниями и искренне любящим литературу. Дано ли вы, не сдававшие ЕГЭ, открывали после работы не бутылку пива, а томик Лермонтова или "Войны и мира"? А я вот, жертва ЕГЭ, открывал не так давно сонеты Шекспира...

Проблема заключается не в форме проверки знаний, а в наличии этих знаний как таковых. А чтобы они были в наличии, необходимо добиться того, чтобы ученики хотели их приобретать. А вот как это сделать - задача весьма нетривиальная...