Найти тему
Русский музей

Что такое "Дом Муз"? Краткий экскурс в историю коллекционирования искусства в Международный день музеев

В Международный день музеев размышляем о том, как менялось представление о "храме муз" в разные времена, и что из себя представляет музей изобразительных искусств сегодня.

Если мы обратимся к словарю, чтобы узнать современное значение слова "музей", мы прочитаем следующее:

Музе́й (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — это учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Кадр из фильма "Лучшее предложение" Джузеппе Торнаторе. 2013
Кадр из фильма "Лучшее предложение" Джузеппе Торнаторе. 2013

В античную эпоху не существовало музея в том виде, каким мы его знаем сегодня, хотя жрецы храмов и священных рощ (например, храмов Геры и Олимпии или Аполлона в Дельфах) собирали у себя произведения искусства. "Пинакотеку" в Афинском Акрополе уже можно рассматривать как прообраз музея.

Первые музеи в современном понимании слова формировались на базе библиотек: книги и рукописи должны были сохранять историю. В античной Греции по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Позднее в античном Риме к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах.

В средние века понятие "музей" пропадает, а с ним исчезает и пафос сохранения исторического наследия. Коллекции искусства существовали при монастырях без открытого доступа. Предметы скорее выполняли роль некой меры ценности – это были трофеи, которые приобретались в результате завоеваний, уплаты налогов и даров. Произведения искусства были драгоценностью в прямом смысле слова: мастерски исполненные вещи из редких материалов зачастую воспринимались как эквивалент уплаченной за них материальной стоимости. Чего нельзя сказать о современном искусстве: в нем символическая ценность (“хороший художник”, “гениальная работа”) может определяться самыми разными причинами: эстетическими, историческими (провенанс) и другими. Сегодня разрыв между ценой произведения искусства и его буквальной ценностью бывает заоблачным.

Ларец - реликварий. XIII в.
Ларец - реликварий. XIII в.

Новый взгляд на ценность искусства возникает в эпоху Возрождения: в этот период возвращается понятие "музей". С появлением фамилии Медичи оно начинает использоваться в современном понимании. Медичи целенаправленно создавали целые дворцы для экспонирования предметов искусства античных образцов и современных художников. Галерея Уффици - один из самых старых музеев эпохи – демонстрирует искусство в исторической перспективе. Его коллекция создавалась по инициативе конкретных людей (например, Козимо Медичи), к тому же, она была открытой: в  галерею можно было попасть художникам, которые могли прийти и увидеть, как создавали искусство их предшественники.

Галерея Уффици (Флоренция, Италия)
Галерея Уффици (Флоренция, Италия)

XVI-XVIII века были периодом развития путешествий, науки, алхимического знания и эзотерических практик. С ними связан феномен музея нового типа – "комнаты чудес". Задачи коллекционирования искусства расширились, появился интерес не только к художественно-эстетическим произведениям, но и к диковинным вещам и предметам, связанным с познавательными практиками. Такие собрания помогали потомкам осознавать прошлое и становились материальным подспорьем науки.

Музей "Me Collectors Room" (Wunderkammer Olbricht), воссоздающий облик "комнат чудес" эпохи Просвещения. Берлин
Музей "Me Collectors Room" (Wunderkammer Olbricht), воссоздающий облик "комнат чудес" эпохи Просвещения. Берлин

Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Все желающие посетить его должны были предварительно записаться на сеанс. Во времена Французской революции и под её в влиянием в 1793 году был открыт Лувр: он стал первым в истории большим публичным музеем.

Что происходит с коллекциями искусства дальше? Существует несколько путей их развития. В XIX веке появляются общества любителей древностей. Происходит осознание культуры через коллекционирование старинных вещей и произведений искусства как на любительском, так и на профессиональном уровне. Вспомним знаменитую коллекцию русского искусства мецената и основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова. Или собрание Ивана Морозова и Сергея Щукина, благодаря которым мы можем увидеть сегодня в музеях импрессионистов и постимпрессионистов. Вокруг коллекций возникает наука об истории древностей и изобразительном искусстве. Многие собрания начинают специализироваться на определённом периоде или направлении искусства, так что коллекционирование предметов постепенно приобретает статус институции с продуманными условиями для хранения, экспонирования и изучения искусства. Это государственные и частные музеи, фонды, персональные и корпоративные коллекции. Большие национальные собрания начинают сосредотачиваться вокруг лучших образцов искусства и показывать их в историческом срезе, у них появляется патриотическая миссия – сохранение национального и зарубежного наследия.

Музеем такого типа является и Русский музей. 25 апреля (13 апреля по старому стилю) 1895 года Император Николай II подписал Именной Высочайший указ об учреждении "Русского Музея Императора Александра III". Создавая его, Николай II увековечил память об отце, Императоре Александре III, коллекционере и любителе искусства, по воле которого и был основан первый в России государственный музей национального искусства. Было решено предоставить для организации музея Михайловский дворец со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом.

В настоящее время Русский музей - это крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Сегодня коллекция музея насчитывает около 440 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век.

Академический зал в Михайловском дворце
Академический зал в Михайловском дворце

На протяжении всей истории Русского музея важнейшая роль в формировании его коллекции принадлежала дарам художников и их наследников, а также частных коллекционеров. Эти дары помогали восполнить лакуны в музейном собрании, а порой включать в него и подлинные шедевры отечественного искусства. На раннем этапе формирования коллекции среди дарителей были и члены императорской семьи (Александр III, Николай II, великие князья), и известные меценаты (патронесса мастеров русского искусства княгиня Мария Тенишева, директор Эрмитажа и товарищ управляющего Русским музеем граф Дмитрий Толстой, дипломат, князь Владимир Аргутинский-Долгоруков), и знаменитые художники (Иван Шишкин, Валентин Серов, Илья Репин). Продолжилась славная традиция дарения и в советское время, и в наши дни.

В 1994 г. известные немецкие собиратели Петер и Ирене Людвиг подарили Русскому музею коллекцию произведений художников второй половины ХХ в. Этот дар образовал особый раздел постоянной экспозиции «Музей Людвига в Русском музее», который открылся для публики 10 марта 1995 г. в залах Мраморного дворца. Постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» является единственной в России институцией, где можно видеть классические произведения международного современного искусства с послевоенного времени до начала XXI столетия.

Музей Людвига в Русском музее (Мраморный дворец)
Музей Людвига в Русском музее (Мраморный дворец)

Общая площадь территории музея составляет более 30 га. Коллекция размещена в зданиях, являющихся выдающимися памятниками архитектуры XVIII–XIX вв.: Михайловском, Строгановском, Мраморном дворцах и Михайловском замке. В состав музейного комплекса также входят Михайловский сад, Летний сад с Летним дворцом Петра I и домик Петра I. В настоящее время сеть из 171 одного виртуального филиала работает в музеях, учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, науки и культуры в России и за рубежом.

В России открыты 6 культурно-выставочных центров Русского музея: в Казани, Ярославле, Мурманске, Саранске, Когалыме и Йошкар-Оле. Музей сегодня – крупнейший авторитетный научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр, курирующий работу всех художественных музеев страны.

-11

А что представляет собой Русский музей лично для вас? Продолжите фразу в комментариях!