Говоря о «Разрисованной вуали» Джона Кёррана, прежде всего хочется затронуть тему сепарационного брака, ведь именно он имел место быть между Китти и Уолтером.
Сепарационный брак – это заключение брака с целью сепарации от родителей. Именно эта цель лежит в основе таких отношений прежде всего (причем не всегда может осознаваться). Здесь не тот случай, когда женщина взвешенно приходит к решению, что она хочет вообще вступить в какие-то отношения, возможно, попробовала жить одна, заинтересовалась конкретным мужчиной и поняла, что хочет с ним жить.
Нет, в случае сепарационного брака фактически происходит выпрыгивание из слияния с родителями в слияние с партнером, минуя стадию реальной сепарации, когда человек отделяет себя от родительских установок и убеждений.
В результате в таких отношениях неизбежного будут проявляться все те проблемы, что были в отношениях с родителями или же оставались непроявленными из-за чувства вины, долга, страха и т.д. Зачастую в сепарационном браке партнер, который «сбежал» от родителей (а мы помним, что переезд не означает сепарацию) перекладывает свои инфантильные требования к родительским фигурам на партнера, ожидая, что он восполнит дефицит.
Здесь неизбежно разочарование в партнере, ведь возможности его узнать не было, а соответствовать роли родителя не может никто, кроме самого родителя. Как бы другой человек ни стремился заполнить дыру в Вашей душе, Вам все равно будет мало, Вам вечно будет казаться, в зависимости от характера Вашей детской травмы, что на Вас плевать, Вас снова бросили, Вас не слышат, Вами командуют, на Вас нападают и т.д.
В таких отношениях высока вероятность измен, конфликтов, отсутствия близости (не только сексуальной, но и эмоциональной), и единственная возможность вывести такие отношения на новый уровень – узнавать друг друга такими, какие вы есть, отпуская нереалистичные ожидания.
Именно такой путь проходят главные герои картины. И это не только история о взращивании партнерами любви в результате оставления попыток «искать смыслы, которыми они не обладают», но и об их психологическом взрослении.
Изначально в отношениях не хватало энергии. Уолтер интровертный, малоэмоциональный, скромный интеллектуал, говоря психологическим языком, с высоким шизоидным радикалом, что вполне вписывается в его профессию бактериолога. Прежде чем заняться любовью с супругой он аккуратно снимает ботинки и выключает свет, что противопоставляется страсти с любовником Китти Чарли даже с помощью операторской работы (в сцене, когда они вместе, обувь небрежно разбросана, а вокруг светло).
Таким образом, в Уолтере отсутствует проявленная мужская сила, которая выражается в Чарли, в частности, в его связях с властью. Однако сила и мужество Уолтера проявляются в другом (и чем больше тепла в отношениях с женой, тем ярче это происходит) – в готовности защищать слабых и самоотверженной борьбе с холерой, пока такие, как Чарли, сверху вершат судьбы людей.
Что Кэтрин, что Уолтер в начале их отношений инфантильны. Уолтер чувствует себя никчемным и ничтожным, из-за чего готов безрассудно сорваться в очаг холеры, подвергнув не только свою жизнь опасности, но и жизнь своей жены, таким образом, отомстив ей за измену. Китти требует развлечений, светских разговоров и веселья, закрывая глаза на то, что для ее мужа это стресс.
Влюбленность Китти в Чарли – протест. Против того, что родители насаждали, против безысходности, в которой она оказалась, против того, что она старалась его полюбить, но ничего не выходит.
Уолтер тоже протестует. Он злится на себя, что не может дать Китти того, что дает Чарли, т.к. сам не принимает себя и не верит в себя.
Проходя кризис в их отношениях, Уолтер эмоционально растет, перестает быть озлобленным мальчишкой, берет не только собственную жизнь в свои руки, но и чужие жизни, заслуживает доверие со стороны властей и населения, т.к. учится прежде всего верить в самого себя.
Китти также начинает отдавать что-то, ценить то, что есть, а не только требовать, пытаясь притом восполнить на стороне то, чего не дает ей Уолтер. Под влиянием от увиденных страданий других людей, а также своего мужа в борьбе с холерой, у нее, очевидно, происходит переоценка собственных ценностей.
Путь каждого из них в паре – увидеть за обидой и нереализованными ожиданиями реального человека со своими ограничениями. Разочароваться друг в друге, чтобы по-настоящему встретиться.
Отношения (вообще любые, но партнерские в особенности) – очень мощная сила, толкающая на внутренние изменения. В результате внутренних изменений в каждом энергия их взаимоотношений сильно меняется. В них появляется и нежность, и страсть, и бережное отношение друг к другу. И становится реальностью то, что было сказано в фильме устами настоятельницы: «Когда любовь и долг – это одно и то же, то это Божье благословение».
Таким образом, Китти и Уолтер проходят путь взросления. Усваивают урок бороться за отношения, верить в себя и друг в друга. В конце концов, если бы в их паре все было изначально гладко, неизвестно, стал бы Уолтер внутреннее сильнее и смог бы сполна реализовать свою миссию в этом мире.