Формула-1 — один из самых роскошных видов спорта на планете. Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон заработали сотни миллионов долларов как автогонщики. Средний билет на Гран-при Майами в прошлом году был дороже, чем на Супербоул-2022, и нередко можно увидеть миллиардеров, потягивающих шампанское в паддоке (комплекс помещений, расположенных непосредственно на пит-лейн над гаражными боксами команд Формулы-1).
Но Тото Вольфф — один из немногих людей, которые действительно заработали миллиард долларов на Формуле-1.
Вольфф является руководителем команды Mercedes-AMG PETRONAS F1 Team. Он вырос как автогонщик, стал профессиональным инвестором и последние 15 лет доминирует в Формуле-1.
Вольфф руководил двумя разными командами Формулы-1: Williams и Mercedes. В настоящее время он управляет организацией с более чем 1000 сотрудников и годовым доходом в 450 миллионов долларов. Его команды выиграли более 100 гонок, а Mercedes только что завершил самую доминирующий период в истории Формулы-1, выиграв 8 чемпионатов мира подряд.
И каков результат? По данным Forbes, Тото Вольфф официально является миллиардером, но самое интересное не в том, что он заработал миллиард долларов, а в том, как он это сделал.
Вольфф является совладельцем гоночной команды Mercedes. Он получил значительную скидку при заключении контракта на работу десять лет назад, а его доля в уставном капитале превратила его из успешного инвестора в одного из самых влиятельных людей в истории Формулы-1.
Mercedes-Benz имеет долгую (и сложную) историю в автоспорте. Немецкий производитель автомобилей класса люкс принимал участие в гонках Гран-при с момента своего основания в начале 1900-х годов. Затем они начали участвовать в гонках чемпионата Европы в 1930-х годах и даже выиграли два чемпионата пилотов Формулы-1 в 1954 и 1955 годах.
Был момент, когда Mercedes полностью ушли из автоспорта после аварии на 24-часовой гонке в Ле-Мане в 1955 году. В результате столкновения в толпу полетели большие куски обломков, погибли 83 зрителя и водитель Mercedes Пьер Левег, еще 180 человек получили ранения.
«Мерседес Левега был подброшен в воздух и вылетел с трассы. Он столкнулся с насыпью и распался», - объяснил Бенджи Гудхарт в GQ. «Самого Левега отбросило обратно на трассу, где он мгновенно скончался. Обломки, в том числе блок двигателя его автомобиля, полетели в толпу. Крышка его капота пронзала зрителей на протяжении 100 метров, обезглавливая всех на своем пути, как ужасная автомобильная гильотина. Задняя часть автомобиля загорелась, а магниевый сплав усилил пламя.»
Эта страшнейшая авария побудила Mercedes-Benz отказаться от автоспорта почти на 40 лет.
Затем Mercedes снова вернулся в гонки, поставляя двигатели таким командам Формулы-1, как Sauber, McLaren и Brawn GP, в конце 1990-х и начале 2000-х годов. И поскольку Формула-1 с каждым годом становилась все популярнее, легендарный бренд вернулся в спорт в 2010 году.
Mercedes приобрел команду Формулы—1 Brawn GP, но все пошло не так, как планировалось.
Несмотря на то, что недавно созданная команда Mercedes F1 потратила миллионы долларов на создание конкурентного автомобиля, с 2010 по 2012 год она не выиграла ни одной гонки. Фактически, команда откатилась назад, заняв четвертое место в турнирной таблице Формулы-1 в 2010 и 2011 годах, прежде чем опуститься еще ниже, на пятое место в 2012 году.
Так что им нужно было встряхнуться, и тут на помощь приходит Тото Вольфф.
Тото Вольфф — бывший автогонщик, который бросил Венский университет, чтобы основать фирму венчурного капитала. Он сделал несколько хороших инвестиций и даже основал публично торгуемую технологическую компанию. А позже он объединил свои знания в бизнесе и любовь к гонкам, чтобы приобрести 16% акций гоночной команды Williams Formula 1.
Затем Вольфф несколько лет проработал исполнительным директором команды Williams. Они значительно превзошли ожидания на трассе — в последний раз Williams выигрывала гонку на Гран—при Испании 2012 года под руководством Тото Вольффа - и все обратили на это внимание.
«Мне позвонил один из членов правления [Mercedes]», — сказал Вольфф в интервью HBS в прошлом году. «Он попросил меня оценить, почему у них были проблемы с Mercedes. Я сказал ему, что не знаю ответа, но что, если они предоставят мне доступ, я выскажу им свое мнение. Когда я вернулся, чтобы доложить о своих выводах, я поделился с ними тем, что они никогда не доберутся туда с тем бюджетом, который у них был. Если у них было стремление стать командой номер один, им нужен был бюджет, соответствующий этому стремлению».
Поэтому Мерседес решила пойти ва-банк. Они сказали Тото Вольффу, что готовы вложить все, что потребуется, чтобы стать топ-командой Формулы-1, но что еще более важно, они спросили Вольффа, хочет ли он руководить всей организацией — сверху донизу.
«Я сказал им, что для меня большая честь и на самом деле я поражен, что меня пригласили, но я чувствую, что мое будущее связано с командой Williams, где у меня есть доля собственности», - сказал Вольфф в интервью HBS.
Конечно, Мерседес не приняла отказ в качестве ответа. Они думали, что у Тото Вольффа есть все необходимое для того, чтобы стать успешным руководителем команды, поэтому они подсластили сделку, предложив ему 30% акций Mercedes F1 team за, по слухам, 30 миллионов долларов.
Это представляло собой значительную скидку по сравнению с 176 миллионами долларов, которые Mercedes заплатил за команду Brawn GP F1 Team всего несколькими годами ранее, поэтому Тото принял предложение и приступил к работе.
Тото Вольфф внес значительное количество изменений после своего прихода в Mercedes.
Например, он сразу же начал сотрудничать со спонсорской и маркетинговой командой Mercedes, чтобы повысить приоритет Формулы-1 как маркетингового инструмента по сравнению с другими категориями, такими как мода и гольф. Он создал программу для молодых пилотов, чтобы развивать таланты Формулы-1 на будущее, и внедрил набор правил, которые кардинально изменили культуру внутри команды.
«В первый раз, когда я зашел в уборную [в зоне hospitality во время гонки], там было грязно, и я подумал: "Этого не может быть. Это наш дом на гоночный уик-энд, куда наши спонсоры приезжают со своими семьями», - сказал Вольфф в интервью Гарвардской школе бизнеса в прошлом году.
“Итак, мы наняли менеджера по гигиене на полный рабочий день, Мигеля, который сейчас путешествует с нами. Я физически показал ему, как я хочу, чтобы он чистил унитаз, как ставить щетку на место, как вытирать пол, как ставить бутылки с мылом лицевой стороной вперед, как дезинфицировать ручку и так далее. И я рассказал ему, каким я хотел бы видеть его расписание на неделю, и как по насыщенным воскресеньям ему необходимо находиться напротив входа в уборную и следить за тем, чтобы она была безупречно чистой после каждого гостя”.
Это скрупулезное внимание к деталям передалось остальным сотрудникам организации, от водителей и инженеров до отдела маркетинга и гостиничного персонала, но ничто не было более важным, чем изменение регламента FIA в 2014 году.
Для тех, кто еще не знает, FIA является руководящим органом Формулы-1 и обязала все команды Формулы-1 изменить тип двигателя, который они использовали в сезоне 2014.
В итоге Mercedes построил значительно лучший силовой агрегат, чем другие команды, положив начало почти десятилетнему доминированию в чемпионатах.
Команда Mercedes F1 выиграла 8 чемпионатов мира подряд с 2014 по 2021 год, включая 7 чемпионатов с Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом. Mercedes также выиграл примерно 70% всех гонок, в которых они участвовали, и этот 8-летний отрезок многие считают самым доминантным за всю историю Формулы-1.
Этот успех на трассе привел к финансовому успеху и за ее пределами.
Штат команды Mercedes F1 увеличился с 650 сотрудников в 2013 году до более чем 1000 сотрудников на сегодняшний день. Сейчас их годовой доход составляет более 450 миллионов долларов, по сравнению со 196 миллионами долларов в 2013 году, а введение предельных затрат помогло Mercedes увеличить свою прибыль с 15 миллионов долларов в 2020 году до 75 миллионов долларов сегодня.
Команда Mercedes также получала около 25% всего телевизионного времени в течение своих сезонов, когда выигрывала чемпионаты, что помогло бренду Mercedes вырасти в цене на 75% с 2013 года.
Межбрендовый рейтинг Mercedes (2013-2022)
2013 год: 32 миллиарда долларов
2014 год: 34 миллиарда долларов
2015 год: 37 миллиардов долларов
2016: 44 миллиарда долларов
2017: 48 миллиардов долларов
2018: 49 миллиардов долларов
2019 год: 51 миллиард долларов
2020 год: 49 миллиардов долларов
2021 год: 50 миллиардов долларов
2022 год: 56 миллиардов долларов
И когда вы объединяете такой уровень успеха команды с общим ростом Формулы-1 как вида спорта и организации, финансовые результаты лишь растут.
Liberty Media приобрела Formula 1 за 4,4 миллиарда долларов в 2016 году, и сейчас рыночная капитализация публично торгуемой компании составляет 16 миллиардов долларов. Формула-1 также принесла рекордные 2,6 миллиарда долларов дохода в прошлом году и распределила рекордные 1,2 миллиарда долларов выплат командам Формулы-1. А зрительская аудитория в Соединенных Штатах удвоилась за последние 6-7 лет.
Средняя аудитория зрителей F1 в США (2017-2022), человек:
2017: 538 000
2018: 554 000
2019: 671 000
2020: 609 000
2021: 949 000
2022: 1 210 000
Это резко повысило ценность всех команд Формулы-1 и никто не выиграл от этого больше, чем Тото Вольфф.
Команда Mercedes F1 team теперь в равной степени принадлежит трем сторонам: Тото Вольффу (33%), материнской компании Mercedes Daimler AG (33%) и химической компании INEOS (33%).
В последний раз Forbes оценивал организацию выше 1 миллиарда долларов в 2019 году, но сегодня команда, вероятно, стоит около 1,5 миллиардов долларов. Это на 750% больше, чем 176 миллионов долларов, которые Mercedes заплатил за команду в 2010 году, и это означает, что доля Вольффа составляет ~ 500 миллионов долларов.
И если добавить к этому тот факт, что у него годовая зарплата в 25 миллионов долларов и несколько других инвестиций — Вольфф является совладельцем компании по работе с пилотами и владеет миноритарным пакетом акций Aston Martin, - легко понять, почему Тото Вольфф быстро стал одним из самых влиятельных людей в мире. Формула 1.
*источник текста и некоторых фото: huddleup.substack.com