Статья из серии "Накипело". Немножко отойдём от темы волонтёрства, чтобы совсем скоро к ней вернуться...
Вспоминаю детсадовскую пору у своего ребёнка и думаю, наверняка большинство мам и пап через это проходили. Конкурс на носу, и воспитатель просит каждого родителя принести поделку, и не обычную, а чтобы затмила все остальные и поразила заведущую и ещё кого-нибудь вышестоящего до глубины души. И вот, после работы забираешь дитё из сада, приползаешь еле живой домой, а там ещё куча дел и поделка... Думаешь, что же такое твой малыш осилит, принимаешь решение, а затем вместе с ним что-то старательно лепишь. Понимаешь, что у ребёнка возраст ещё не тот, и больший вклад, безусловно, сделаешь сам, чтобы не ударить в грязь лицом перед педагогическим составом сада. И вот, сын принял участие в обдумывании будущего шедевра, выбрал цвет ниток, помог наматывать, искать бусины, и, вроде как, он тоже большой молодец для своих 3-4 лет...
Наконец-то наступает тот самый день, ребёнок с гордостью несёт в детсад поделку, но особого восторга в глазах воспитателя мы с ним не наблюдаем... Конечно, ведь на ёлке висят такие шедевры, что диву даёшься, хоть в Русский Музей! А следом за нами подходит какой-нибудь Ванечка, родители которого мудро рассудили, раз конкурс детских поделок, то и делать должен сам ребёнок. Надо было видеть лицо Мариванны, искажённое ужасом: "Да как Вы могли, конкурс-то районный!" (а то и городской, не дай Бог). И после увиденной драмы принимаешь решение - всё, никаких конкурсов больше, ни за что, и пусть выговаривают и косо смотрят, сколько им угодно...
Наступает счастливая школьная пора. Здравствуй, детская творческая самостоятельность, думаю, но не тут-то было... В нашей школе за детей всё делают педагоги🤦♀️🤦♀️🤦♀️ И любят они беспроигрышные конкурсы для галочки, где за раскрашенные ксерокопии, или на один манер одной твёрдой педагогической рукой нарисованные рисунки, стабильно присуждают дипломы за первые, вторые и третьи места. А когда они несут эти рисунки на обычный конкурс, а там им ничего за однотипные работы не присуждают, педагоги искренне обижаются и больше в таких мероприятиях участвовать не хотят...
Но разве роль педагога не в том, чтобы научить ребёнка пользоваться разными техниками, придумывать свои нестандартные решения, и использовать на всю катушку свою фантазию в рисунках и поделках, и при этом нахваливать детей за любую каляку-маляку, подбадривая, что в следующий раз непременно выйдет ещё лучше? А тут, получается, детям внушают, что руки у них не из того места, сами они ни на что не способны, и "дай, я лучше сделаю, ты ничего не понимаешь и не умеешь". Разве родились бы в художественном мире такие великие имена, как Дали, Пикассо, Мане, если бы над ними стояла такая Мариванна,которая лучше знает, как правильно рисовать? Допускаю, что в любом школьном классе не всем детям дан свыше талант к рисованию, если это не класс художественной школы, конечно. Так этого же и нельзя требовать от всех детей разом! Задача педагога, в моём понимании, увидеть и раскрыть любой талант ребёнка; не умеет рисовать, а быть может, он здорово танцует или поёт, или способен раскрыться в спорте...
Почему решила вдруг это изложить в статье? Мы анонсировали недавно конкурс рисунков для детей с ОВЗ, и там в афише я специально процитировала всемирно известного художника в надежде, что меня услышат и поймут, и вот опять, здравствуйте одинаковые рисунки...
А совсем недавно волонтёрская организация "Наши Дети" проводила Фотофестиваль "Доброкот", и там, конечно, тоже не обошлось без шедевров, когда явно взрослый фотографировал детей, а авторство приписывалось ребёнку на фото. И не спасает даже чётко написанное Положение. Потому-то и было принято решение обойтись без отдельной детской номинации в конкурсе, а то в любом случае тягались бы дети со взрослыми дядями и тётями, а жюри пришлось гадать, где же действительно детское творчество, а где Мариванна постаралась. Эх... (грустный вздох, занавес)
Мы, кстати, всё ещё ждём рисунки детей с ОВЗ на конкурс, присылайте чёткие фото на почту nashi-deti@bk.ru с пометкой "конкурс" до 28 мая и не забывайте, что автором работы, безусловно, должен быть ребёнок. Хотя небольшая помощь и поддержка взрослых в случае необходимости, конечно, приветствуется!