Найти в Дзене
Verbum

Сериал "Северные воды". Незаслуженно расхваленный эпик о выживании во льдах.

Весьма занятным опытом для меня стал просмотр расхваленного в узких кругах Сети британского мини-сериала "Северные воды". Начитавшись и (чего делать было нельзя) насмотревшись обзоров (коих не так много, но они все пестреют словами "великолепный/леденящий душу/невероятный и т.д.), я решила тоже ознакомиться с данным творением режиссёра и посмотрела его за один вечер, дабы составить собственное суждение. Что же я увидела? Далее пойдут спойлеры, так что вы предупреждены, читать советую тем, кто смотрел сериал, потому что буду разбирать конкретные ситуации и сюжетные ходы. Не буду утомлять вас подробным описанием сюжета сериала, упомяну лишь, что он переносит зрителя в далёкий 1859 год, в Англию, и повествует о приключениях (если можно так выразиться) некого Самнера, молодого человека и бывшего военного хирурга в среде суровых китобоев. Также в сериале есть психопат-убийца в исполнении раздобревшего Колина Фаррелла, который просто потряс зрителей и получил, в общем-то, все плюшки,

Весьма занятным опытом для меня стал просмотр расхваленного в узких кругах Сети британского мини-сериала "Северные воды". Начитавшись и (чего делать было нельзя) насмотревшись обзоров (коих не так много, но они все пестреют словами "великолепный/леденящий душу/невероятный и т.д.), я решила тоже ознакомиться с данным творением режиссёра и посмотрела его за один вечер, дабы составить собственное суждение.

Что же я увидела?

Далее пойдут спойлеры, так что вы предупреждены, читать советую тем, кто смотрел сериал, потому что буду разбирать конкретные ситуации и сюжетные ходы.

Не буду утомлять вас подробным описанием сюжета сериала, упомяну лишь, что он переносит зрителя в далёкий 1859 год, в Англию, и повествует о приключениях (если можно так выразиться) некого Самнера, молодого человека и бывшего военного хирурга в среде суровых китобоев. Также в сериале есть психопат-убийца в исполнении раздобревшего Колина Фаррелла, который просто потряс зрителей и получил, в общем-то, все плюшки, потому что на его фоне главный герой и актёр, его сыгравший, выглядят слабовато. Как по мне, ничего особенно нового Колин не сыграл, я ожидала гораздо большего. Никакой инфернальности, о которой в каждой рецензии кричали восторженные зрители, я не увидела, хотя режиссёр изо всех сил пытался нас напугать, даже приплел персонажу каннибализм, дабы добавить еще ужаса. Работает это, мягко говоря, не очень, потому что, при всей брутальности господина Дракса, он выглядит как клоун, пытающийся пугать пожевыванием мохнатых губ и пучением глаз. Причем в начале сериала нам заявлено, что Дракс вообще мало говорит, вот только потом он начинает толкать целые монологи и даже приставать к главному герою с умными разговорами. Да, Дракс, конечно, жестокий и беспринципный убийца, бесспорно, но...

И вот тут я подхожу к самому главному. Ей-богу, не могу понять людей, которые пишут в своих рецензиях о кровавости и кошмарах, увиденных в этом сериале. Я начинала смотреть, думая, что сейчас увижу нечто такое, что поразит меня, видавшего виды, зрителя, в самое сердце. И что же получилось?

Этот сериал - вторичность от вторичности (полагаю, как и книга, которую автор написал в 2016 году). Всё это мы уже видели и не раз. Наверное, для тех, кто не читал гениального "Пегого пса, бегущего краем моря", не читал (или хотя бы не смотрел) "Моби Дика", не видел "Хозяина морей", "Выжившего", "Два капитана", "Землю Санникова" или "Террор", который пугает намного больше, хотя и снят в павильонах, а не на натуре, как "Северные воды", этот сериал и является каким-то откровением, но мне смотреть на происходящее было уже со второй серии откровенно скучно. Каждый сюжетный поворот (а их, кстати, не так много) мне хотелось воскликнуть - "ДА ВЕДЬ МЫ ЭТО ВСЕ УЖЕ ВИДЕЛИ".

Но пойдём по порядку.

Что же вызывает такое восхищение зрителей?

1) Брутальность

Боже мой, вы серьёзно? Зрители 21-го века, которые видели все мыслимые и немыслимые мучения героев на экране, пишут о брутальности данного сериала? Да, возможно, но мне вся команда китобойного судна, кроме, конечно, убийцы Дракса, показалась пушистыми мишками. Когда доктор взошел на борт, такой стройный, лощеный, в красивом костюме, я уж было подумала - ну, вот сейчас пойдёт линия травли "интеллигента" суровыми морскими волками. Думаете, что-то подобное произошло? Нет! Более того, помимо безликих моряков-китобоев, которых совершенно не жалко, потому что их персонажи - это картонные шаблоны, есть несколько героев, которые сразу ни с того ни с сего начинают благоволить новоиспеченному члену команды и всячески с ним сюсюкаться. Почему? С чего? Вы скажете - есть такой фактор как человеческая симпатия. Но если сериал хотел показать нам просоленных и прожженных суровых моряков, то со своей задачей он не справился. Команда по большей части - добрые и вполне интеллигентные мужики, а некоторые так и вообще дадут фору профессорам философии, корпеющим над каким-нибудь фолиантом в далёком Оксфорде.

Ещё сериал хвалят за достоверно воссозданные и опять же "невероятно" кровавые сцены. Ничего этого там нет, а то, что есть, повторяю, мы уже много раз видели. Скажите, разве современного зрителя можно удивить сценой вскрытия абсцесса на руке или проломленной черепушкой? А что касается сцен убийства животных... Да, смотреть на это неприятно, потому что перед нами беззащитные животные, но я ожидала бОльшего, судя по отзывам зрителей. Снятие шкур с тюленей снято весьма спокойно и без лишних эмоций, да и к тому же человеку, видевшему разделку животных, она не покажется какой-то прямо излишне отталкивающей.

Жалко ли животных? Да, очень. Но это не заслуга режиссёра, потому что даже в сценах убийства гарпуном недобитого тюленя камера стыдливо отводится в сторону, так как на дворе все-таки 21-ый век, ребята, так что нельзя это показывать слишком открыто.

Сцена охоты на кита и вовсе разочаровала. Она снята красиво, очень достоверно, но, когда зрители писали о каком-то невероятном садизме персонажей, то я его там не увидела. Простите, это китобойное судно, эти люди живут убийством морских зверей, и, кстати, кита убивают весьма ювелирно и даже, я бы сказала, гуманно. А что до фонтана крови, в котором купаются ликующие моряки (что тоже поразило многих зрителей), то, простите, они радуются не убийству животного, а своей будущей прибыли, потому что для них это всего лишь способ заработать.

Если бы я увидела, например, сцену из современного сериала, где богатые ухоженные дядьки приезжают в Арктику, чтобы просто для забавы поубивать тюленей, то да, я бы прониклась этим и искренне возмущалась. Но тут-то речь о середине 19-го века, когда людям просто нужно было выживать в отсутствие нефти и прочих радостей современного быта. Вот и приходилось простым мужикам плыть в чудовищных условиях на север нашей планеты в поисках китового жира и тюленьих шкур. Что здесь шокирующего? Знаете, это как если бы нам показали фильм, где пещерные люди забивают мамонта, а потом зрители бы писали: "ужасно то, как режиссёр показал звериную сущность людей, утративших христианские ценности". А ведь именно это я и читала в рецензиях на сериал "Северные воды". Простите, а вы с историей вообще знакомы? Видимо, нет.

Про сцену убийства медведя молчу, чистый плагиат, и после "Выжившего" смотреть на это уже просто откровенно скучно. Мишку, к слову, не очень-то и жалко, потому что само убийство не показано, а мёртвый он и вовсе совсем ненатурально чучельный.

То же, кстати, и про убийства людей.

Да, Дракс, заявленный как "дьявол во плоти", методично убивает всех, кто ему мешает, но делает он это совершенно спокойно и, даже я бы сказала, без лишних эмоций. Он просто устраняет тех, кто ему мешает, а садист, извините, это нечто совсем иное. Да, он убийца и насильник, но садист, маньяк - это не про него. Он живёт в суровом мире, где, чтобы выжить, нужно убивать, и он представлен как необразованный (не умеет даже читать) и вышедший из каких-то темных недр Ирландии бандит, который выживает любыми путями. Кстати, у Дракса есть и своя философия, и она будет поубедительнее метаний главгероя, который не имеет чёткой духовной позиции, а лишь твердит невнятные слова про то, что "это плохо, потому что плохо".

Есть замечательный диалог, где врач пытается донести до Дракса какие-то понятия о морали, но, глядя на эти смехотворные попытки, ты понимаешь, что он и сам не верит в то, что говорит. А вот Дракс ему в ответ произносит вполне дельные вещи, подтвержденные всей его жизнью, и ему-то как раз веришь.

2) Ляпы

Я насчитала как минимум три крупных ляпа и считаю их весьма бьющими по атмосфере сериала.

Номер один.

Когда во второй серии доктор заявляет о том, что "на теле насильника после насилия должны были остаться следы", и они вместе с капитаном и первым помощником осматривают подозреваемого, то это вполне логично. Но дальше происходит нечто совсем странное и несуразное. Вот есть факт изнасилования, и есть возможность доказать причастность человека, осмотрев его на предмет оставшихся следов. Есть подозреваемый. Вы осмотрели подозреваемого и ничего на его теле не нашли. При этом человек всячески отрицает свою вину, и вы полностью не уверены в его причастности. Какой логический вывод напрашивается у меня? Так осмотрите всю команду! Их не так много, а у вас дипломированный врач на борту. Это самый логичный выход из всех, как мне представляется. Сам же врач тоже мог бы продемонстривать всем пример адекватного восприятия ситуации, предложив осмотреть всех, но нет, зачем? Мы будем бродить по кораблю и бормотать "он не виноват, я точно знаю", но ничего не предпримем для спасения шкуры невинного, по нашему мнению, человека.

Второй ляп.

Когда команда после кораблекрушения остаётся на льду, ожидая помощи от второго корабля, наутро после шторма они видят, что этот корабль исчез с морской поверхности. Понятно, что им холодно, есть нечего (хотя там было 13 бочек говядины), костёр разжечь нечем. И вот они снаряжают шлюпку, чтобы поискать тот самый пропавший корабль. И они находят место его крушения. И вот это место буквально усыпано обрывками шпангоута, обшивки, всякими тюками и прочим, подчеркну, деревянным барахлом. Как бы поступили адекватные люди в реальной жизни, оказавшись в подобной ситуации? Господи, ну понятно же, что первоочередная задача в таком холоде - это согреться. Нужно было собрать все деревяшки до единой, которые плавали на поверхности воды, и, я вас уверяю, их бы хватило на какое-то время, чтобы обогреться. Но ни ценных вещей с затонувшего корабля, ни деревяшек герои не взяли, вместо этого они героически мерзли в одной палатке, а после этого решили разломать одну из шлюпок, чтобы согреться. Костер, к слову, развели не в палатке, хотя у них были печки с собой, а на улице. И вот доктор закадровым голосом жалуется, что костер, дескать, совсем не греет. Знаете, их даже не жалко, потому что это совершеннейшее идиотство, и любой человек, знающий, что такое мороз, это понимает. Как, интересно, тогда выживали коренные народы Арктики многие тысячи лет? Наверное, разводили костры на улице и бегали вокруг них.

С достоверностью связаны и ещё некоторые, более мелкие ляпы.

Например, я не думаю, что даже в тёплой одежде (такой, как показано у героев) можно прожить на острове в сильный мороз дольше, чем насколько дней. Пардон, создатели сериала пробовали вообще заснуть на морозе или побыть там 24 часа кряду? Даже если прыгать и бегать, вы неминуемо замёрзнете, и это факт. Без огня выжить в таких условиях практически невозможно. Ну, ладно, мы температуру на том острове не знаем, может, там было минус пять, тогда ещё есть шанс на выживание.

Про ляп с моряками-философами на борту китобойного судна я уже сказала.

Также абсолютно недостоверными мне кажутся поступки Дракса. Во-первых, многие из его убийств явно совершены не ради логики, а чтобы напугать нас, зрителей. Если Дракс такой расчётливый сукин сын и смог выжить среди каннибалов, то, простите, как он может поступать столь нелогично? Да он бы не дожил до своих лет, если бы делал подобные вещи, а умер еще в далекой юности, если вообще не в детстве. Ладно, опустим убийство юнги (хотя сомневаюсь, что это могло быть первое подобное убийство для Дракса). То есть вот есть этот человек, который не может сдержать свои животные инстинкты даже пару недель, насилует юношу в ограниченном пространстве корабля, где все друг у друга на виду, причём делает это жестоко и по-скотски, но зададим себе вопрос - сколько лет Генри Драксу? Да он же всю жизнь провел на китобойных судах! И вряд ли этих судов было так уж много в те времена, когда путь в Арктику был почти всегда путем в один конец. И что, тёмные инстинкты Дракса проявились только после 50-ти лет? Да он бы тогда, пардон, перенасиловал всех юнг на всех тех судах, где плавал, и вряд ли бы это осталось незамеченным. Ну, про сам факт убийство юноши я промолчу. Дело было уже замято, и, убив парня, Дракс только усугубил все, а не улучшил. Впрочем, в сериале это преподносится как доказательство того, что Дракс - маньяк. Весьма сложно было бы ему вести жизнь маньяка в тех условиях, когда почти все существование проходит на борту маленького судна, вам не кажется?

Далее убийство эскимосов. Вот уж точно где нет логики. Ты замерзаешь на ледяном острове, где нет еды. У тебя есть шлюпка, значит, доплыть куда-то ты можешь, но ты не знаешь куда. И тут появляются люди, которые могут и добыть еду, и тёплые шкуры у них есть, и самое главное - они явно приплыли откуда-то, где есть поселение эскимосов, и оно не может быть так уж далеко! Когда Генри Дракс сдружился с эскимосами и потом сказал первому помощнику капитана, что он договорился с ними и поплывёт в их селение, я зауважала его. Вот действительно логичный поступок, который достоин умного человека. Я даже пожалела бедных эскимосов, которые примут такого, как Дракс. Но герой доказал, что он был прав, говоря, что по жизни "не думает, а делает". Он убивает бедных эскимосов "ради шкур", как потом скажет Самнер. Что, серьёзно? Тебя могут отвезти в тёплое поселение, где есть огонь, еда и люди. Ты не знаешь, куда плыть, мать твою, зачем убивать тех, кто может тебя отвезти к спасению или просто показать тебе путь? Перепилив наручники, Дракс должен был украсть оставшиеся ружья и обменять их у эскимосов на путь к поселению. А вообще, на мой взгляд, реальный умный убийца Дракс доплыл бы с доверчивыми эскимосами до их поселения, там втерся бы в доверие и перезимовал с ними, а потом убил бы всех, забрал шкуры и прочие ценности и двинулся бы искать корабли. Ну, или убил бы всех, лишь дойдя до поселения, и пользовался бы добычей всю зиму. Короче, вы меня поняли. Вместо этого мы получили очередной бред про дьявола, который умеет один выживать в ледяной пустыне, который убил двух человек, а разжился лишь шкурами. И к слову, тут ещё один ляп, потому что эскимосы приплыли по вполне себе большому участку открытого моря, а через сутки мы видим, как тот же участок превратился в ледяную пустыню. Вопрос - далеко ли уплыл Дракс?

И таких ляпов масса, и все они ощутимо мешают воспринимать происходящее как нечто реальное, а не просто выдумку режиссёра, сидящего в теплом офисе за кружкой соевого латте и не открывавшего учебники истории.

3) Повестка

Знаете, я вовсе не противник повестки в кино. Я даже понимаю, зачем её пихают и уже привыкла к ней как к данности. Я вообще ничего не имею против показа любых меньшинств в кино, и я не гомофоб. Но! Вот тут у меня знатно припекло. Я вполне могу допустить, что в те суровые времена, когда мужчины подолгу находились в море, они утоляли плотский голод друг с другом. И даже, скорее всего, так и было, как это всегда бывает в тех местах, где люди вынуждены существовать в однополых сообществах. Но опять же насколько топорно в этом сериале это сделано.

Есть персонаж, который насилует мальчиков (кстати, ещё нужно было добавить Драксу то, что он ест трехногих слепых котят на завтрак, а то у него что-то слишком мало пороков), и для контраста ему придуман другой гей-персонаж, сугубо хороший и положительный. Я бы сказала, такой же интеллигентный, как и почти вся команда "Добровольца". Ну а как же, если мы покажем отрицательного гея, да ещё и каннибала, но на нас радужные люди оскорбятся, могут и засудить. Поэтому обязательно нужен второй, белый и пушистый. Что ж делать, современный сериал, налёт толерантности уже дошёл даже до суровых китобоев.

В общем, зло в этом сериале не очень злое, а что касается добра...

Главный герой, как и актёр, который его играл, мне не импонировал. Трагедия, в которую он попал в Индии, не зацепила, и сочувствовать персонажу не хотелось. Возможно, это моё личное вИдение, тут я не претендую на правоту. Слабоват персонаж, да и мотивация его тоже неубедительна. Ну, а что до "эпичной схватки" с медведем, так там все случайно вышло. И я никогда не поверю, что такой хлюпик справился бы с Драксом, который в одиночку выбрался из Арктики выжил рядом с каннибалами. Даже с пьяным.

Скажу пару слов о финале, хотя к концу четвёртой серии я уже поняла, что ничего хорошего от сериала ждать не нужно. Пятая серия скучна ещё больше, чем четвертая, хотя как вообще можно снять скучно о людях, оставшихся в экстремальной ситуации? Это же паноптикум! Но создатели сериала смогли! И в итоге катарсиса от финала я, конечно, не ждала, но и такого разочарования не ожидала тоже.

Финальная серия претендует на глубокомысленность, но получилась, как это часто бывает, лишь пустая многозначительность. А компьютерный медведь в конце и вовсе разочаровал. То же самое можно было показать иными средствами без использования компютерной графики. Кстати, финал никак не отражает сути всего сериала и существует как бы отдельно, для галочки - "вот эту тему мы тоже закрыли".

Резюмирую. Сериал снят хорошо, качественно, красиво, но этим в 21-ом веке никого уже не удивишь. Мы уже видели и красивые горы, и моря, и расчлененных белых медведей, и корабли, и гнилые зубы, и проломленные черепа, и многое другое. Нужны качественные диалоги, проработка персонажей, неожиданные ходы и настоящая достоверность, которая обязательна в историческом кино.

Проблема нынешних сериалов именно в этом - в том, что они глубоко вторичны. Для искушенного зрителя и читателя смотреть их скучно и, мягко говоря, смешно. Так что, если вы не очень искушённый зритель и не читали о пропавшей экспедиции Франклина, о Соломоне Андре, не видели всех тех фильмов о выживании на природе, которые я перечислила (и многих других), не смотрели сериалы, в которых герои ведут длинные глубокомысленные диалоги, строящиеся примерно так:

- В этой жизни мы дьяволы и ангелы одновременно.

- Да, человек человеку волк.

- Здесь мы все умрём, знаешь.

- Да, я знаю, но не нужно мне напоминать, я устал от этих разговоров о вечном.

- Хорошо, не буду напоминать, но мы все умрём. И ты умрёшь тоже, но не умрёшь.

- Как это?

- Не знаю, но как-то так.

В общем, в таком духе, когда банальность сидит на банальности и ею же погоняет.

Если все вышеперечисленное вы не видели, тогда такой сериал, как "Северные воды" вас точно удивит и поразит в самое сердце. Посмотреть его один раз стоит, но петь такие дифирамбы и восхищаться подобным плагиатом... Нет и ещё раз нет.

Мой совет - если хотите качественный сериал о выживании во льдах, настоящего инфернального маньяка и достоверности - смотрите (а лучше читайте) "Террор". Он и снят по историческим событиям, и сделан не в пример качественнее.

Впрочем, это мое мнение, и я просто хотела им поделиться, потому что мне глубоко грустно читать такие восторженные отзывы о подобном сериале-пустышке.

Засим прощаюсь, спасибо, что прочитали.