Если ты путешествуешь на яхте в Средиземном море, то приливы и отливы тебя мало беспокоят. Всё-таки море хоть и саме большое из внутренних морей, но закрытое от океанской воды узеньким Гибралтаром. Амплитуда колебания уровня воды в течении суток не превысит 70 см и уж тем более не приходится ожидать приливной волны и течения, о чём поговорим позже. Зная, что минимальные глубины на карте указаны с учетом этой величины, можно не волноваться о непредвиденной Grounding-посадке на мель. Единственное, когда нужно помнить о о приливах в Средиземном море — это при стоянке на якоре, будь это стоянка автономная, у причала или к берегу «по-средиземноморски». Сизигийный Средиземноморский прилив запросто заберет у вас цепь со дна до 3-х метров, особенно при лёгком ветре и волне. Недостаток цепи заложенного якоря вызовет дрейф и далее по известному сценарию.
Иначе нужно себя вести в открытых водах океана или смежных с ним, особенно на низких широтах, где диапазон движения воды 3-4 м и более. На стоянке всегда кто-то должен дежурить на якоре и швартовых концах. Иначе яхта на швартовых или наоборот будет свободно болтаться и биться о соседние лодки или причал. Конечно, можно расслабиться, если стоянка оборудована на плавающем понтоне.
Полный оборот Земля совершает за 24 часа. Таким образом на одном и том же месте за сутки произойдёт 2 прилива - высокая вода и 2 отлива - низкая вода. При всей хлопотности стоянки в приливных водах, самое сложное, это спланировать переход. Дело в том, что при вращении Земли, притянутая к Светилам вода остаётся как-бы на месте, а вся жесткая основа планеты продолжает вращаться на Восток. И вот эта волна идёт по поверхности Земли, а точнее поверхности её воды, вызывая потоки течений, с которыми приходится считаться при планировании плавания. Круглосуточно вода будет куда-то течь, то есть двигаться как река. По одному и тому же направлению, но в разные стороны и с разной скоростью в течение суток повторяя одно и то же. Если неправильно по времени спланировать выход для перехода, то течение не будет пускать в ту сторону, куда необходимо попасть. Но наоборот, при грамотном расчёте, течение подхватит судно и поможет двигаться быстрее. При этом надо держать скорость быстрее течения, чтобы судно было управляемым, а не стояло как-бы в неподвижной воде.
Для подготовки таких переходов на яхте есть ежегодник - календарь уровня воды по расписанию и постоянный атлас направления течений по часам с географической привязкой. Как правило, в штатный чартплоттер на яхте в приливных водах установлена программа расписания высокой и низкой воды по расписанию. Немного потренировавшись, можно легко разобраться как она работает. Далее можно выбрать, как вам удобнее жить с этими явлениями — с бумажными атласами, или с электронными программами. Как сторонник классических приёмов организации собственной навигации, я сравнивал при подготовке к переходу оба способа и одновременно пользовался ими.
Скажу, что в бумажном атласе всё нагляднее, но при этом, от электроники я не отказываюсь.
Цветков Владимир Анатольевич, яхтенный капитан