Найти тему

«Мудрость в слове обретая»: Год дастанов

2023 год Всемирный конгресс татар объявил Годом дастанов. Традиция татарского дастана очень глубока – это жанр, который удачно сочетает и литературу, и исторические источники.  Дастан – крупный эпический жанр в фольклоре тюркоязычных народов, в том числе татар.  Дастаны татарского народа являются не просто старинными рукописями устно-поэтического творчества, но и определенным звеном в развитии литературы и фольклора.

Тюркские народы издавна связывали общие исторические условия, проживание на сопредельных территориях, языковая общность. В период Золотой Орды отношения между тюркскими народами еще более укрепились, и взаимный обмен культурно-духовными ценностями воспринимался как одно из следствий этих связей. Это особенно ярко выражено в фольклоре. Наличие большого количества вариантов дастанов, относящихся к золотоордынскому периоду, свидетельствует о взаимосвязи тюркских народов.  «Дафтар-и Чингиз-наме» – произведение на основе исторических и фольклорных сочинений периодов Золотой Орды. Некоторые списки главы из «Чингиз-наме», посвященные Тамерлану хранятся в фондах нашей библиотеки.

Повествования из «Чингизнаме». – Список XVIII века
Повествования из «Чингизнаме». – Список XVIII века

В фольклор имя Тамерлана вошло уже при его жизни и дошло до наших дней. Тамерлан вошел в историю как очень противоречивая личность. Если для народов Средней Азии он стал объединителем раздробленного государства в единую империю, то для людей захваченных им территорий он был разрушителем. Но как бы его не воспринимали народы, в первую очередь, он вошел в историю как великий полководец, государственный деятель, известный человек своей эпохи.

Глава книги, излагающая дастан о роде Чингиз хана и Тамерлана. – Казань, 1882
Глава книги, излагающая дастан о роде Чингиз хана и Тамерлана. – Казань, 1882

Среди героических дастанов есть великолепное произведение, известное под названием «Кахарман Катил». Он был распространен среди татар в рукописной форме, а с наступлением периода активного книгопечатания – в виде книг.

Созданная в дастане эпическая картина отражает крупные исторические события и большие идеологические воззрения. Велика вероятность того, что популярность у татар дастана «Кахарман Катил», повествующего о героических приключениях исламских войск, была непосредственно связана с идеей пропаганды и укрепления ислама.

Сказание о Кахарман Катиле. – Казань, 1911
Сказание о Кахарман Катиле. – Казань, 1911

«Благородный юноша» («Бүз егет») – популярный любовно-романтический дастан татарского народного творчества. Устные варианты дастана были широко распространены на территориях компактного проживания различных этнографических групп татар. Рукописный вариант «Благородного юноши» написан на старотатарском языке с заметными элементами мишарского диалекта и казахского языка.

Благородный юноша. – Список 1878 года
Благородный юноша. – Список 1878 года

Стиль произведения близок к народно-песенным традициям, что способствовало его широкой популярности среди многих тюркских народов

В Казани дастан  «Благородный юноша» впервые был издан в 1874 году (вариант А.Курмаши). Впоследствии он с незначительными изменениями неоднократно переиздавался

«Тахир и Зухра», «Сайфульмулюк» и другие дастаны с любовной тематикой – вечные произведения, посвященные описанию чистой, целомудренной любви молодых. Через образы безвременно погибших молодых людей татарский народ описал свое представление о храбрости, преданности, целомудренных чувствах и красоте, которые соответствовали его идеалу.

Кысса-и Сайфульмулюк. – Казань, 1894
Кысса-и Сайфульмулюк. – Казань, 1894

Наряду с другими эпическими произведениями дастан «Тахир и Зухра» у татар был принят как образец литературного произведения, переписывался, ходил по рукам. Многочисленные варианты дастана – прекрасные образцы, обогащающие жанр дастана, подчеркивающие, что это памятник, опирающийся на эпические традиции.

Кысса  о Тахире и Зухре. – Список конца XIX века
Кысса о Тахире и Зухре. – Список конца XIX века
Кысса о Тахире и Зухре. – Казань, 1917
Кысса о Тахире и Зухре. – Казань, 1917

Дастанное наследие татарского народа – огромное. Изучение и популяризация дастанов один из возможных путей возрождения интереса татар к родному языку и культуре. Вышепредставленные и  другие экземпляры рукописных и книгопечатных дастанов, также баитов и мунаджатов, хранящихся в фондах  отдела рукописей и редких книг, представлены на выставке в классическом зале Национальной библиотеки Республики Татарстан.

Список использованной литературы:

  • Абилов Ш. Дастаннар // Татар әдәбияты тарихы. 6 томда, 1 том. Казан: Татар. кит. нәшр., 1984
  • Бүз егет. – 1878 ел күчермәсе
  • Каһарман Катил хикәясе. – Казан: Шәмсетдин Хөсәенов вәрәсәләре, 1911. – 270-388 б.
  • Кыйссаи Сәйфелмөлек. – Казан: Шәмсетдин Хөсәен угълының вәрәсәләре, 1894. – 72 б.
  • Кыйссаи Таһир илә Зөһрә. – Казан: Матбагаи Кәримия, 1917. – 64 б.
  • Мухаметзянова Л. Татарский эпос: книжные дастаны. – Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ, 2014. – 380 с.
  • Таһир-Зөһрә кыйссасы. – ХIХ гасыр ахыры күчермәсе
  • Хусайнова Г. Взаимовлияние фольклора и литературы в татарских романтических дастанах: автореф. диссерт. канд. филол. наук: 10.01.09. – Казань, 2022. – 27 с.
  • «Чыңгызнамә»дән хикәятләр. – XVIII гасыр күчермәсе
  • Һәза китабе фаслы дастане нәсле Чыңгыз хан вә Аксак Тимер нәселендән бәян идәр. – Казан, 1888. – 45 б.
-8