Здравствуйте, дорогие читатели! Считанные дни остаются до начала экзаменационной поры. Еще чуть-чуть и в каждую школу ворвутся ГИА и ЕГЭ. Ворвутся по-разному. Где-то экзамены будут проводиться, а где-то, педагогический коллектив в полном составе (ну, практически), будет направлен для организации этих самых экзаменов в соседние школы. Ну, а кто-то будет водить выпускников и часами ждать их различных "комнатах ожидания".
С самого начала появления формата ЕГЭ, ходят разговоры о том, что его необходимо отменить и вернуть в школы традиционные экзамены. Но на данный момент ничего в этом плане не меняется. И в ближайшие 10 лет изменений ждать не стоит.
Об этом прямо заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев на горячей линии о ГИА-2023:
Пока я не вижу перспективы, что форма как экзамен будет изменена в ближайшие 10 лет точно. <…> Но она расширится за счет того, что у нас будет больше информации об учениках школ, будущих выпускниках и абитуриентах, — сказал он.
На самом деле не совсем ясно. Это личное мнение чиновника или официальная позиция Рособрнадзора? В принципе в своей речи он не утверждает, что ЕГЭ останется, он просто не видит перспектив к изменению. Правда, обычно это и обозначает, что изменений мы не дождемся.
Мы можем сколько угодно возмущаться подобным заявлениям и негативно относится к ЕГЭ. Но скорее всего, действительно, мало что изменится. Бесполезно доказывать, что дети, готовясь к ЕГЭ, формируют у себя исключительно тестовое мышление. Они не способны думать и самостоятельно находить ответы на различные вопросы. Несомненно, тест - хорошая форма проверки знаний, но не на итоговом экзамене. Реальные знания и умение рассуждать (что очень важно в социуме) ученик может продемонстрировать только в общении с учителем. Посмотрите на современных детей. Они не то, что не хотят думать. Они боятся это делать! И даже если знают ответ на вопрос, то предпочитают сидеть и молчать. Их с пятого класса начинают приучать к тестовой системе. К зубрежке, а не к пониманию материала.
Мне неоднократно удавалось общаться с ребятами, которые получали за ЕГЭ, довольно большое количество баллов. Они приезжали и поступали в "серьезные" ВУЗы, а потом... вылетали из них отучившись всего семестр. Почему? Да потому что в институтах экзамены проходят в другой форме. И эти ребята оказывались не готовы к подобной ситуации. Здесь мало было зубрежки, нужно было думать и рассуждать. Но они не умели этого делать! Их кругозор был узок и они не могли ответить на элементарные вопросы. И таких ребят очень много!
Да и в принципе от ЕГЭ страдает и сама школа. Что будет если учащиеся плохо сдадут экзамен? Прилетит по "шапке". А значит чем занимаются учителя на уроках? Тупо дают решать бесконечное количество тестов. К тому же ребенок понимая, что ему нужны, допустим, физика и информатика для поступления, "забивает" полностью на остальные предметы. Ему становятся не нужны знания в других областях, главное знать то, что будет нужно для поступления.
Можно долго говорить, что ЕГЭ охватывает школьную программу по конкретному предмету, поэтому ученики, прилежно обучающиеся в течение 11 лет, без проблем могут выполнить все задания. Но давайте будем честны, только единицы смогут набрать хорошие баллы на экзамене без работы с репетитором. И, в некоторых ситуациях, это приводит к такому явлению как коррупция. А ведь именно борьба с коррупцией в школах обозначалась, как одна из основных причин введения ЕГЭ. Ну да, это же учителя главные взяточники в стране. И врачи (кстати, об этом снят классный ролик). Больше в стране коррупционеров нет.
Понятно, что коррупционная составляющая была, но ее масштабы были значительно меньше. Что теперь делают некоторые учителя? Они ведут уроки не особо напрягаясь и не готовя детей к экзаменам, а потом приглашают родителей и предлагают "подтянуть" их детей по предмету. "Подтягивание" заключается в репетиторстве. То есть учитель ищет себе таким образом клиентов из числа своих учеников, "выбивая" себе дополнительное финансирование. Разве это не коррупционная схема? И родилась эта схема только с введением ЕГЭ! К счастью таких вот "учителей" единицы. Их рано или поздно выявляют и наказывают. Но это, как говорится, уже совсем другая история. Которая, правда, наносит тяжелейший удар по системе образования и имиджу профессии педагога.
Я, правда, не знаю, чем хорош ЕГЭ... Говорят о том, что появляются равные возможности поступить в ВУЗы у ребят с периферии? Круто! Но давайте посмотрим видеоролики, на которых показано КАК сдают экзамены учащиеся на периферии. Когда им помогают учителя и родители, трущиеся под окнами. Когда идет тотальное списывание, а дети, по приколу, еще и снимаю все это на свои телефоны, которых на экзаменах быть не должно. Ведь камер в школах на периферии нет! И учителя, по большей части рядом оказываются свои. При этом в Петербурге дети заходят на сдачу экзамена так, как будто на ее территории введен режим контртеррористической операции. Не хватает только служебных собак и автоматчиков. Камеры понатыканы везде. И даже в туалете ребенок не может себя чувствовать спокойно, ведь за дверью стоит организатор экзамена. И вот это называется равными возможностями?
Но самое тяжелое для ребенка - это ожидание результатов. Все знают, что ждать и догонять, наверное, вообще худшее, что может быть. Дети сдали экзамены, а потом неделю, а тои больше ходят и нервничают. И думаю, что все слышали, что такое вот ожидание, уже приводило к случаям суицидов у подростков. Они не выдерживали давления и напряжения.
И ведь многие учителя просто кричат о том, что ЕГЭ уничтожает образование и детскую психику. Но официальные лица не устают повторять, что в формате проведения экзаменов изменений ждать не стоит.
Конечно появилась слабая надежда после слов нашего премьер-министра.
Михаил Мишустин, выступая с ежегодным отчетом о работе правительства, заявил, что отмена ЕГЭ требует серьезного обсуждения.
Если какие-то есть альтернативные предложения, нужно системно их рассматривать и предлагать, - подчеркнул премьер.
Но будут ли что-то рассматривать? Уж очень "обтекаемая" формулировка от главы правительства.
Сейчас активно меняют систему высшего образования. Мы вышли из Болонской системы. Это радует. Надеюсь, что выход, в итоге, состоится не только на словах, но и на деле. Верю, что могут произойти качественные изменения в системе высшего образования. Может когда закончат реформирование "вышки", обратят внимание и на школьное образование? Вроде как определенные подвижки есть. Единые программы и учебники, пожалуй, больше плюс, чем минус. Теперь пора задуматься и к изменению подхода к системе образования. Она не должна быть "заточена" на сдачу экзаменов. Это экзамены должны быть "заточены" под систему образования.
А что по этому поводу думаете вы, дорогие читатели? Оставляйте свои комментарии. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. До новых встреч!