Люди порой сопоставляют творчество и талант, считая синонимами, но творческое мышление не талант. Это навык, который изучают и развивают, так утверждал психолог Эдвард де Боно.
Творческие способности далеко не новый предмет исследования. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится сложной и многогранной. И требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Педагог с творческим подходом обязательно воспользуется креативными методиками, позволяющими найти новые форматы обучения для мотивации, освоения основных и приобретения дополнительных знаний и навыков, например:
- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
- CRAFT (Creative Algorithms, Frames & Tools)
- Латеральное мышление (метод 6 шляп)
- ТОС (теория ограничения систем)
- Дизайн-мышление LSP (Lego Serious Play)
К примеру, CRAFT — это методика, которая помогает превращать абстрактные идеи в конкретные и полезные продукты и доносить информацию так, что все ее поймут и примут одинаково. Ее нужно использовать, когда существующие решения не помогают найти новый интересный вам и аудитории формат обучения.
Формирование ассоциативности, диалектичности и экстраординарного мышления - главная педагогическая задача по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте. Так как развитие этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Ребенок мыслит творчески, если наделяет предметы и явления не присущими им свойствами, находит оригинальное применение, сочиняет фантастические рассказы, ищет нетривиальные решения задачи.
С детьми дошкольного возраста применяйте:
- технику - Друдлы (дорисуй фигуры);
- тест креативности Торренса;
- картинки-небылицы;
- придумывание сказки по сюжетной картинке;
- игра «Я волшебник». Попросите ребенка пофантазировать на тему применения волшебных артефактов (волшебная лампа, ковер-самолет, сапоги-скороходы, магическая палочка).
Автор — Наталья Кадырбаева, психолог