Найти тему
Школа в Некрасовке

Творческое мышление в дошкольном образовании: миф или реальность

Люди порой сопоставляют творчество и талант, считая синонимами, но творческое мышление не талант. Это навык, который изучают и развивают, так утверждал психолог Эдвард де Боно. 

Творческие способности далеко не новый предмет исследования. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится сложной и многогранной. И требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. 

Педагог с творческим подходом обязательно воспользуется креативными методиками, позволяющими найти новые форматы обучения для мотивации, освоения основных и приобретения дополнительных знаний и навыков, например:

  • ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
  • CRAFT (Creative Algorithms, Frames & Tools)
  • Латеральное мышление (метод 6 шляп)
  • ТОС (теория ограничения систем)
  • Дизайн-мышление LSP (Lego Serious Play)

К примеру, CRAFT — это методика, которая помогает превращать абстрактные идеи в конкретные и полезные продукты и доносить информацию так, что все ее поймут и примут одинаково. Ее нужно использовать, когда существующие решения не помогают найти новый интересный вам и аудитории формат обучения. 

Формирование ассоциативности, диалектичности и экстраординарного мышления - главная педагогическая задача по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте. Так как развитие этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Ребенок мыслит творчески, если наделяет предметы и явления не присущими им свойствами, находит оригинальное применение, сочиняет фантастические рассказы, ищет нетривиальные решения задачи.

С детьми дошкольного возраста применяйте:

  • технику - Друдлы (дорисуй фигуры);
  • тест креативности Торренса;
  • картинки-небылицы;
  • придумывание сказки по сюжетной картинке;
  • игра «Я волшебник». Попросите ребенка пофантазировать на тему применения волшебных артефактов (волшебная лампа, ковер-самолет, сапоги-скороходы, магическая палочка).

Автор — Наталья Кадырбаева, психолог