Найти тему
Книги, которые я знаю

Книга В. Е. Нестеров "От "Энергии-Бурана" до "Ангары".

В книге собраны воспоминания Владимира Евгеньевича Нестерова и его коллег о работе в космической отрасли преимущественно с 80-х годов прошлого века до 2015 года.

Все отмечают, что работать часто приходилось до последнего поезда метро. Только на нём удавалось добраться до дома. Часто работали по субботам и воскресеньям. Порой в течении месяца могли быть только два-три выходных в воскресные дни.

В СССР была традиция для создания определенной атмосферы в формируемом коллективе использовать наличие у его членов общей учебы в школе, ВУЗе. Также скрепляли коллектив совместные занятия спортом, путешествия, прохождение военных сборов, военной службы. К этому следует добавить знакомство членов семей вне рабочей обстановки.

Космическая отрасль всегда была и будет связана не только с гражданской, но и военной тематикой. Поэтому, ещё с советского периода, разработчики космических систем и космических аппаратов часто являются военнослужащими. Они в процессе карьерного роста на работе получают и новые воинские звания.

При разработке ракет «Зенит» и «Буран» было привлечено около 1000 всевозможных предприятий. Для их реализации было произведено множество сложных исследований. Были разработаны новые материалы и технические решения. Наибольшее количество подобных работ было произведено для программы «Энергия-Буран».

После развала СССР космическая отрасль стала получать от государства скудное финансирование. Наступили «лихие 90-е». Многие программы были закрыты или существенно сокращены. Для поддержания отрасли было принято решение по реализации пуска ракет с аппаратами других государств по программе «коммерческих пусков». Также были осуществлены совместные проекты с другими государствами по космическим исследованиям. Некоторые страны по таким программам за деньги по сути получили доступ к нашим технологиям и результатам исследований.

В поздний советский период были закрыты работы над системой «Энергия-Буран». Над ракетами «Зенит» и «Ангара» работы были приостановлены. В 21 веке работы над «Ангарой» были продолжены. Эту ракету в различном исполнении продолжают дорабатывать. Этот проект пока так и не исчерпал всех своих возможностей.

В 90-е годы государство можно сказать просто бросила космическую отрасль своей страны. От Минобороны заказы не могли обеспечить содержать такое огромное доставшееся наследство. Происходили массовые сокращения и закрытия части предприятий. Переход «на рыночные рельсы» тяжело отразился на состоянии космической отрасли нашей страны, да и не только космической. Со времен 90-х стало уже традиций то, что в этой важной сфере одни из самых невысоких зарплат в инженерной и исследовательской сферах.

Первоначально в российский период многие космический аппараты пришлось выполнять с использованием импортных комплектующих. Потому как отечественные необходимого качества не выпускались.

После распада СССР космодром «Байконур» стал располагаться в другом государстве. Часть его сооружений была признана не нужной, после чего их фактически стали разворовывать и разрушать. Они пришли в полную негодность. Тогда появилась идея о строительстве своего полноценного космодрома.

Также в послесоветский период часть предприятий работающих на космос оказались в других странах, порой настроенных не дружественно. Пришлось создавать новые предприятия на своей территории. Некоторые предприятия из существующих были реорганизованы или объединены. Сформировались новые коллективы. Люди учились работать и жить в реалиях капиталистического мира.

Из-за снижения с годами общей квалификации рабочих предприятий Роскосмоса пришлось внедрять сложную автоматизированную измерительную аппаратуру и производственное оборудование. Это позволило существенно снизить влияние «человеческого фактора» на качество изделий.

При решении таких сложных вопросов в сжатые сроки большую роль сыграло наличие квалифицированных специалистов. Только это позволило выполнить все возложенные задачи.  Это позволило по сути спасти нашу космическую отрасль. Существенный вклад в это внёс и Владимира Евгеньевича Нестеров.

Насколько важно для страны наличие своих космических систем как гражданского так и военного назначения хорошо показывают события текущих дней. С учетом современных технологий важность подобного существенно возрастает. Без этого сложно добиться суверенитета в современном мире.

Роскосмосом по международным контрактам были разработаны ракетные двигатели для американских ракет. Было осуществлено несколько успешных совместных космических программ с другими странами. В данных программах российские специалисты разрабатывали совместно с разработчиками других стран или самостоятельно оборудования и аппараты. При их реализации они использовались совместно. С южноамериканского космодрома «Куру» российскими ракетами выводились космические аппараты различных стран. Роскосмос также осуществлял вывод на орбиту своими ракетами с Байконура иностранных спутников различного назначения.

В современное российское время продолжаются работы над новыми космическим аппаратами и изделиями. Были разработаны новые исполнения ракеты «Союз». Работа спутников на орбите доведена до 10 лет. Этот конечно меньше чем у некоторых зарубежных космических аппаратах, способных на орбите находится до 15 лет. Поэтому здесь ещё предстоит много работы.

Сейчас ведутся работы по разработке ракет на других видах топлива, например на метане. Это связано с тем, что в ближайшие 20 лет ожидается истощение запасов месторождений нефти не требующих больших расходов при их добычи. Подобная проблема ожидается и такой богатой на ресурсы стране как Россия.

В СССР с 60-х годов велись разработки по использованию ядерных технологий при производстве авиационных и ракетных двигателей. В данный момент прорабатываются решения по использованию ядерного топлива в качестве источника энергии для будущих космических станций, а также для перспективных плазменных реактивных двигателей.

Ракеты на «химическом топливе» ещё долго похоже будут использоваться для выведения космических аппаратов на орбиту. Они конечно почти исчерпали свои возможности по дальнейшему улучшению своих характеристик, но даже перспективные плазменные двигатели не обладают нужной тягой для того, чтобы осуществлять движение в условиях наличия сильной гравитации. Они способны развивать скорости больше чем «химические» в открытом космосе, при воздействии незначительной гравитации.

Насколько удачно будет далее развиваться такое сложное направление как освоение космического пространства и его использование зависит от тех людей, кто этим будет заниматься. Стране, как и всегда, нужны люди которые будут «дело делать». Всевозможных мастеров «сказки сказывать» мы в последние десятилетия наплодили предостаточно. До какого-то периода это было допустимо, но не теперь. Пришло время нам пересмотреть подход к этому.

Иначе развитие будет незначительное, за счет энтузиастов и «на словах в красивых отчетах».