Система образования в известной степени построена на иерархии. Начальное образование, основное, среднее и профессиональное во всем его многообразии. Но еще ни одна система, созданная человеком, не работала без сбоев. В иерархической структуре каждый вышестоящий уровень может переадресовать собственные неудачи на уровень ниже. Отчасти это оправданно, отчасти нет. На каждой ступени обучения ситуация может радикально измениться. Нередки случаи, когда весьма посредственный школьник в ВУЗе вдруг становился отличником.
Поворотным пунктом такой трансформации обоснованно считается мотивация, т.е. совокупность мотивов учебной деятельности, проявляемая как устойчивое образование для личности. Главной действующей силой формирования и развития мотивации выступает преподаватель. Систематическое воздействие преподавателя побуждает обучающихся к активности, а мотивы выступают как внутренние силы, заставляющие ставить цели и проявлять настойчивость в овладении будущей профессией. Учебная деятельность полимотивирована и мотивы, также находясь в иерархической зависимости, взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. По субъективной форме проявления их градация наиболее широкая:
- влечение;
- желание;
- хотение;
- осознаваемые установки;
- интерес;
- склонность;
- намерение;
- перспективы;
- идеалы;
- убеждение;
- мировоззрение.
По степени общественной значимости их также разделяют на три группы: социальные, коллективистические и личные. По роли в учебной деятельности одни становятся ведущими, другие подчиненными, а по силе воздействия – сильными или слабыми. Неоднородная социальная среда, в которую погружены обучающиеся, формирует широкий спектр мотивов, от самых слабых до сильных. Переход на следующую ступень образования, как правило, приводит к изменению роли и силы сформировавшихся мотивов.
Одним из дидактических принципов считается индивидуальность в подходе к каждому обучающемуся, а роль преподавателя состоит в выявлении мотивов, побуждающих их к овладению знаниями. Развитие мотивации связано с выбором стиля преподавания, как собственного способа взаимодействия с обучающимися и реакции на педагогические ситуации. Самые распространенные среди них - авторитарный, демократический и либеральный. Наиболее эффективным считается демократический стиль, при котором доминирует диалогический формат общения, ученика рассматривают как равноправного партнера, а главным методом становится убеждение. Вместе с тем, это не запрещает преподавателю в конкретной педагогической ситуации использовать элементы других стилей, проявлять импровизацию и побуждать учеников к самостоятельному мышлению. В разумном сочетании это должно быть направлено на достижение главной цели – развития мотивации как основы для повышения эффективности учебного процесса.
Голиков Руслан Юрьевич, преподаватель кафедры математики факультета Информационных систем и программирования Университета «Синергия»