Дени Дидро – известный французский просветитель 18 века, который оставил след и в российской истории. Так, он был лично знаком с императрицей Екатериной II, которая во время его финансового затруднения выкупила его знаменитую библиотеку, но оставила все книги в его распоряжении, а самого ученого даже назначила библиотекарем с приличным жалованием. В благодарность за щедрый жест просвещенной государыни Дидро выполнял ее поручения по приобретению западноевропейских произведений искусства, которые пополнили коллекцию Эрмитажа. Дидро даже побывал в России по приглашению Екатерины, с которой вел умные беседы в духе просвещенного абсолютизма. Императрица оказала гостю чрезвычайно радушный прием, однако не вняла его советам по отказу от придворной роскоши, которую – по мнению философа – следовало потратить на нужды всеобщего бесплатного образования.
У себя на родине Дидро известен как автор знаменитой «Энциклопедии» – сборника статей по наиболее актуальным проблемам своего времени Будучи сыном ремесленника, Дидро написал несколько статей о ремеслах и технологиях производства, пропагандируя ценность материального труда. Революционной для своего времени была его идея, что народ является главным законодателем в государстве. Дидро был демократом и в искусстве: так, он призывал отказаться от пышности классицизма и манерности рококо и обратиться к бытовому жанру народа. Он выступал за новый жанр в драматургии, в котором должно соединяться комическое с трагическим (и то, и другое, по его мнению, не должно контрастировать друг с другом).
Перу Дидро принадлежат новаторские пьесы, в которых он воплотил эти принципы, – «Побочный сын» и «Отец семейства». В этих произведениях герои в сложной жизненной ситуации делают правильный выбор и в счастливом финале вознаграждаются за добродетель. В прозе Дидро не сразу воплотил идеи просвещения. Его роман «Нескромные сокровища» написан в стиле рококо. Запутанный сюжет, псевдовосточный колорит, сказочные элементы, юмор и, как всегда, счастливый финал мало чем похожи на рациональную драматургию Дидро.
Но философский роман «Племянник Рамо» написан вполне в духе времени. Его идейная основа – противостояние мыслителя и представителя светского общества. Характеры персонажей получились выпуклыми и реалистичными; некоторые литературоведы даже сравнивают их с шекспировскими типажами.