Как быстро найти истинную цель и внутреннюю мотивацию ученика?

Нам как преподавателям хорошо известна прописная истина - мотивационная сила, которая движет учеником, может исходить извне и определяться такими факторами как учебники, группа, задания, личность и...

Нам как преподавателям хорошо известна прописная истина - мотивационная сила, которая движет учеником, может исходить извне и определяться такими факторами как учебники, группа, задания, личность и подход учителя. А может быть связана с его внутренним интересом и его личными смыслами. В первом случае ученик испытывает позитивные эмоции от внешнего подкрепления, а во втором - от самой деятельности.

Согласитесь, мечта каждого преподавателя – овладеть секретами управления обеими этими характеристиками. В идеале, научиться переводить внешние мотивы в область внутренних. Но на деле сделать это очень сложно, ведь как внешняя, так и внутренняя мотивация на самом деле крайне субъективны и бывают мало подконтрольны волевым усилиям и рациональным действиям, особенно в долгосрочной перспективе. Даже самый опытный лингвопреподаватель, не говоря уже о начинающем свой путь в профессии коллеге, зачастую не знает на какие именно «кнопочки нажать», чтобы влюбить ученика в язык и привить желание регулярно трудиться над его изучением. Трудно, я бы сказала практически невозможно, заставить кого-то получать наслаждение от изучения языка, если процесс ему неинтересен, не несет в себе глубокого смысла и даже может быть неприятен.

Есть ли тогда выход, и стоит ли продолжать биться как рыба об лёд? Можно всё-таки разжечь в ученике искреннее желание изучать язык и делать это с душой? Можно!

Проблема мотивации – центральная в лингвокоучинге, и решается она быстро, искусно, без усилий и нервов со стороны преподавателя и ученика. Секрет заключается в том, чтобы помочь ученику самому понять и прочувствовать свою настоящую цель в изучении языку. Эта цель должна отвечать на казалось бы простой вопрос: «К каким еще более важным и высоким целям приведет меня изучение языка? Что скрывается за самыми очевидными мотивами изучения языка – язык для себя или для работы, например?»

Чтобы помочь ученику связать цель в изучении языка к другими важными для него сферами жизни и основными смыслами, в лингвокоучинге используются специальные приёмы и инструменты. Например, сильные коучинговые вопросы, которые задаются в определенной последовательности и расширяют видение учеником его задач в изучении языка. Именно с таких вопросов и начинается самая первая встреча, которая разжигает страсть к изучению языка в сердце нашего ученика и создаёт прочный позитивный настрой на все остальные занятия.

Если вы хотите обратить внимание ученика на его систему ценностей и дойти до самой сути в его внутренних мотивах к изучению языка, важно задать вопросы, которые позволят ему открыть свои цели одну за другой как матрёшку:

– Что изменится в вашей жизни, когда вы выучите язык на том уровне, к которому стремитесь?
– Какие ещё перспективы откроются?
– Когда откроются такие перспективы, что ещё станет возможным?
– Что изменится именно в вас?
– Что поменяется для вашего окружения?
– Чего бОльшего вы достигните через изучение языка?
– Как именно эти достижения приблизят вас к карьере и жизни мечты?

Достаточно ли этого списка? И да, и нет. Умение задавать ёмкие трансформационные вопросы – это целое искусство. Лингвокоуч знает, какие именно слова включить в вопрос, применительно к какой ситуации ученика и в какой самый подходящий момент его задать. Чтобы вопрос гарантированно попал в самое сердце и помог ученику найти лучшее решение.

Отлично, найти мотивацию - полбеды, скажете вы. Но как ее поддерживать на высоком уровне на протяжении всей программы? Об этом я обязательно рассажу в следующем посте.

А уже сейчас приглашаю послушать свежий подкаст о том, как помочь ученику найти его внутренние глубинные мотивы к изучению языка с помощью «золотых» лингвокоучинговых вопросов.

Подкаст можно послушать в моем Телеграм-канале по ссылке: https://t.me/ExpertlingvoClub/115