Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю 26 мая) в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения. В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва – самое сердце русской жизни, России. Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове.
Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина. Семья (кроме Александра были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общеcтва, где господствовало французское воспитание в, к счастью, его удачно уравновешивали бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна. Они прививали Александру любовь к русскому языку и родной культуре. Арина Родионовна читала мальчику сказки, которых знала тысячи.
«Смирный был ребенок, тихий такой, что господи! Все с книжками бывало… Нешто с братцами когда поиграют…», – таким вспоминала Пушкина крестьянка подмосковного села Захарова, в котором Пушкин жил летом до поступления в Лицей.
И сам он в одном лицейском стихотворении, изображая свое времяпровождение в Захарове, пишет:
Вот здесь под дубом наклоненным
С Горацием и Лафонтеном
В приятных погружен мечтах.
Отец поэта Сергей Львович Пушкин рассказывал про сына:
«В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям. Не имея шести лет, он уже понимал, что Николай Михайлович Карамзин-не то, что другие. Одним вечером Николай Михайлович был у меня, сидел долго, – во все время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз. Ему был шестой год».
Дом Пушкиных был литературный: Сергей Львович писал стихи и собрал замечательную библиотеку, его брат Василий Львович был признанным поэтом, в их доме бывали все известные литераторы: В. А. Жуковский, И.И. Дмитриев, К.Н. Батюшков и многие другие писатели. Все наблюдавшие Пушкина ребенком, вспоминают, что видели его среди литераторов, или с книгой в руках в отцовской библиотеке». В стихотворении «Городок», написанном в форме популярного в начале ХIХ века поэтического послания, Пушкин говорит о своей библиотеке:
Укрывшись в кабинет,
Один я не скучаю
И часто целый свет
С восторгом забываю,
Друзья мне-мертвецы;
Парнасские жрецы;
Над полкою простою
Под тонкою тафтою
Со мной они живут.
Певцы красноречивы,
Прозаики шутливы
В порядке стали тут.
Далее он перечисляет имена этих «певцов красноречивых» и «прозаиков шутливых». Тут иностранные авторы: Вольтер, Гораций, Вергилий, Гомер, Парни, русские писатели «Дмитрев нежный», Крылов, Озеров, Карамзин, Фонвизин, а также названные по имени, но легко узнаваемые по прозрачным намекам, «насмешник милый», – К. Н. Батюшков, «Буянова певец» – В. Л. Пушкин и др.
К тому времени, когда он поступил в Лицей, к двенадцати годам, Пушкин хорошо знал французскую литературу и русскую поэзию: от М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, И. Ф. Богдановича до своих современников.
Императорский Царкосельский лицей, основанный 31 октября 1811 года был, первым учебным заведением страны, готовившим профессиональных управленцев высочайшего уровня. Однако всемирно известным Лицей стал благодаря поэту А. С. Пушкину.
Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский сформировал в учебном заведении новую систему подготовки чиновников; их по мысли автора проекта, должны отличать «широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудится на блага России».
На первый курс было принято 30 дворянских детей в возрасте 10-12 лет. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Важнейшее место в спектре преподаваемых дисциплин отводилось глубокому изучению российской истории.
В Лицее Пушкин попал также в литературную атмосферу. Многие лицеисты писали стихи, преподаватели с уважением относились к поэтическому таланту Пушкина, за ним по воспоминаниям И. И. Пущина утвердилось звание «наш поэт».
Юные лицеисты занялись бурным литературным творчеством. Здесь авторитет Пушкина был неприкасаемым. Дружное соединение стольких молодых талантов в возникающем учебном заведении представляет явление необыкновенное. Учителем своих товарищей был Пушкин, младший по летам, но на которого они невольно смотрели как на старшего. Можно сказать, что он поступая в лицей двенадцати лет от роду, по своим знаниям и связям уже был литератором.
«Пушкина, – по мнению исследователя Грота, надо считать главным творцом и хранителем идеи товарищеского братства, перешедший во всей теплоте к последующим поколениям лицеистов».
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз,
напишет Пушкин в стихах «19 октября» 1825 г.
Пушкин заявил о себе в литературе в переломный момент развития русского литературного языка. Еще исполнялись песни В. К. Тредиаковского из его книги 1730-года, оды Ломоносова, но уже пользовались большой популярностью «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и романтические баллады В.А. Жуковского. Это происходило потому, что в 18 столетие перед литераторами стояла проблема: создание русского литературного языка и Пушкин активно принял в этом участие.
Он встал на сторону Карамзина, который отошел от церковнославянского языка и обратился к разговорному русскому языку в литературе. «Карамзинисты» считали, что русский литературный язык нужно обогащать заимствованными словами из других иностранных литературных языков, переводом на русский язык, а главное употреблять в художественном произведении слова и формы живого русского языка.
В. А. Жуковский познакомившись с Пушкиным в 1815 году, пишет П. А. Вяземскому:
«Я сделал еще приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него в Сарском селе. Милое, живое творенье. Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности. Боюсь только, чтобы он, вообразив себя зрелым, не мешал себе созреть. Нам всем надобно соединиться, чтобы вырасти этому будущему таланту, гиганту, который нас всех перерастет. Ему надобно непременно учиться, и учиться не так, не так как мы учились! ... Он теперь бродит около чужих идей и картин. Но когда запасется собственными, увидишь, что из него выйдет!»
Опасения Жуковского были напрасны: Пушкин сам хотел учиться. П. А. Катенин-поэт, драматург, критик в воспоминаниях рассказывает, что в 1818 году Пушкин пришел к нему с палкой и «подавая в руки толстым концом свою палку», сказал: «Я пришел к вам, как Диоген к Антисфену: побей, но выучи». Эпизод, очень характерный для Пушкина.
«Учитель», «наставник» – слова часто встречающее у Пушкина: так же часто он говорит, что идет «вослед» тому или другому писателю. Эта открытость в признании себя учеником, страстное желание учиться и научиться вообще присуще Пушкину. В учебе он видел не помеху своей оригинальности, а необходимое условие для ее развития.
Учитель не сможет научить ученика, если тот не хочет научиться. Пушкин осваивал опыт предшественников, видел в их работе, в их поисках больше, чем они сами, как человек, стоящий на горе, видит дорогу человека, идущего по ней в долине, дальше, чем видит он сам. Поэтому он из опыта извлекал часто больше, чем они сами. И вполне закономерно, что Жуковский в 1820 году дарит Пушкину портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя» в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».
Наша библиотека обладает обширной Пушкинианой. Выбрать книгу поэта и литературе о нем вы можете на сайте библиотеке, в электронном каталоге, ее можно забронировать и забрать ее на кафедре выдачи.
Татьяна Юрьевна Фирсова, библиотекарь отдела городского абонемента библиотеки