Найти тему

История шедевра: королева-мать Бенина Идия

Оглавление

Африка - прекрасный континент, наполненный потрясающими пейзажами и могучими реками. Ее история наполнена великими королевствами и империями. Ее художественное наследие зародилось в глубокой предыстории и простирается через тысячелетия до настоящего времени. При таком богатом наследии, простирающемся на века и занимающем одну пятую часть суши мира, почему африканское искусство не изучается, не пропагандируется и не демонстрируется так же широко, как западное искусство? Существует так много произведений необычайной силы, красоты и сложности, которые только и ждут, чтобы их испытали. Одним из великолепных произведений является королева-мать Бенина Идия, созданная в королевстве Бенин в 16 веке. История искусства Африки нуждается в пересмотре, и этот шедевр доказывает почему.

Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания.
Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания.

Исторический контекст

Королевство Бенин было основано народом Эдо в 13 веке на западной границе реки Нигер. Королевство контролировало устье одной из трех крупнейших рек Африки (Нигер, Конго и Нил) и, следовательно, контролировало великий торговый путь. Таким образом, эта цивилизация выросла и расширилась на территории современной Нигерии в Западной Африке, сосредоточив свое королевство вокруг столицы Бенин–Сити. Наибольшего могущества и территории они достигли в 15-16 веках, когда их влияние и границы простирались от дельты Нигера на востоке до лагуны Лагос на западе. Именно в это энергичное время и в этом месте был создан шедевр королевы-матери Бенина Идии.

Материалы и размер

Это подвесная маска, изготовленная из слоновой кости, сплава железа и меди. Он был разработан для ношения подвешенным на груди или бедрах во время важных церемоний с помощью двух больших боковых колец, обрамляющих лицо. Он довольно маленький: (24,5 см В, 12,5 см Ш и 6 см Г). Однако его компактные размеры не подрывают его величия. Королева-мать Бенина Идия - одна из лучших резных фигурок из слоновой кости из Бенина и, возможно, из всей Африки. Она искусно вырезана и инкрустирована, образуя чувственный и идеализированный портрет сильной аристократки, известной в истории Бенина как королева-мать Идия.

Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания. Подробности.
Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания. Подробности.

Тема

Королева-мать /Ийоба Идия была королевой-воином, которая вела в бой множество армий. Она помогала своему сыну, королю / Оба Эсиги (р. 1504-50), в его военных кампаниях и была известна в округе как “единственная женщина, которая отправилась на войну”. Поэтому Ийоба Идия была высоко почитаема своим сыном и его народом. Оба Эсиги заказал эту работу и четыре другие подвески из слоновой кости в память о своей сильной матери. Эти пять подвесок похожи по стилю и внешнему виду, но образец из Британского музея является самым великолепным из-за его отличного состояния.

Португальские лица

Королева-мать Бенина Идия носит корону из одиннадцати маленьких бородатых лиц (сохранилось десять), украшающую ее голову. Маленькие лица инкрустированы медным сплавом, который изначально должен был отражать теплые красноватые оттенки в их глазах и шлемах. Эти стилизованные лица являются символами португальских торговцев и моряков, которые регулярно посещали Королевство Бенин. Их включение символизирует международную торговлю и дипломатические отношения, которые Ийоба Идия, и Оба Эсиги поддерживали с Португалией. Эти приезжие европейцы были торговыми партнерами и политическими союзниками африканского королевства.

Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания. Подробности.
Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания. Подробности.

Волосы с афро-текстурой

Под европейскими лицами - сложный узор из волос. Волосы туго скручены и образуют почти сотовый узор, покрывающий верхнюю половину лица королевы-матери Бенина Идии. Оно добавляет геометрический элемент к естественным чертам лица, и это усиливается четкими жесткими линиями его краев на лбу. Общий рисунок нежный, но мощный, и он подчеркивает естественную красоту волос с африканской текстурой.

Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания. Подробности.
Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания. Подробности.

Скарификация

Под узорчатыми волосами два сильных надреза, инкрустированных железом. Они обрамляют четыре шрама над каждым глазом. В Бенине 16 века, как и во многих современных культурах сегодня, скарификация социально принята и ценится. Подобно татуировкам, многие ценят их как постоянный боди-арт, подчеркивающий достоинства того, кто его носит. Однако, в отличие от татуировок, скарификация в Бенине 16 века была разрешена только воинам, потому что это символизировало храбрость и силу. Таким образом, критика королевы-матери Бенина Идии не только добавляет интереса к ее лицу, но и подчеркивает ее военный опыт и внутренний характер.

Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания. Подробности.
Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания. Подробности.

Инкрустированные глаза

Далее под скарификацией изображены большие глаза субъекта. Они широкие, с тяжелыми веками и миндалевидной формы. Как и два разреза, глаза также инкрустированы железом. Зрачки, которых сейчас нет, первоначально были сплошными железными кругами. Оба века также изначально были инкрустированы железом, а когда они были черными и отполированными, то напоминали знаменитую подводку для глаз kohl, найденную в Древнем Египте. В ее первоначальном состоянии черные вставки на фоне белой плоти резко контрастировали бы и подчеркивали элегантность маски.

Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания. Подробности.
Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания. Подробности.

Воротник с рюшами

У основания королевы-матери Бенина Идии находится изумительно вырезанная решетчатая оборка. Оно образует роскошный воротник вокруг лица, шеи и предполагаемых плеч. При ближайшем рассмотрении он также был инкрустирован медью и железом, образуя переплетенный узор. Просверленные отверстия между металлическими элементами придают резьбе большее ощущение реалистичности, позволяя просвечивать фоновому свету.

Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания. Подробности.
Королева-мать Бенина Идия, 16 век, Британский музей, Лондон, Великобритания. Подробности.

Основные ценности

Нельзя отрицать, что королева-мать Бенина Идия является великолепным и могущественным символом могущественной африканской королевы и ее королевства. Во многих африканских общинах обычной практикой является почитание предков и возведение правителей в священный статус. Эта практика демонстрирует общие основные убеждения, которые связывают настоящее с прошлым и эфемерное с вечным. Эти верования увековечены и сохранены благодаря использованию в африканских художественных традициях прочных материалов, таких как терракота, слоновая кость и литой металл. Королева-мать Бенина Идия использует два из этих трех самых прочных африканских материалов. Поэтому, подобно этой работе, искусство, архитектура и регалии африканских королевских особ обычно создаются для того, чтобы проецировать долгосрочное богатство и власть. В основном это сделано лучшими художниками из лучших материалов. Эти практики выполняются почти повсеместно и ставят африканское искусство, особенно африканское искусство по королевскому заказу, в один ряд с западным искусством.

Британское вторжение

Самое печальное, что этот шедевр попал в Британский музей. Это красивое изделие из слоновой кости, изготовленное из африканского материала изобилия и процветания, было украдено из королевского дворца Оба в Бенине во время Карательной Бенинской экспедиции 1897 года. Это британское вторжение не только украло бесценные произведения искусства и лишило современную Африку ее художественного наследия, но и свергло Оба Овонрамвена Ногбайши и уничтожило многих из его народа. Экономика Бенина, которая когда-то финансировала создание красивых объектов, подобных этому, была разрушена. Экспорт перца, текстиля и слоновой кости прекратился, Оба были изгнаны, а огромное население было убито. Однако, несмотря на эту трагедию и несправедливость, наследие королевства не погибло.

Майор К. Т. Лоуренс, Оба Овонрамвен Ногбайши с королевой Эгбе (слева) и королевой Айгобахи (справа) в изгнании в Калабаре, 1910-11, Национальный архив, Лондон, Великобритания.
Майор К. Т. Лоуренс, Оба Овонрамвен Ногбайши с королевой Эгбе (слева) и королевой Айгобахи (справа) в изгнании в Калабаре, 1910-11, Национальный архив, Лондон, Великобритания.

Посол культуры

Пропажа королевы-матери Бенина Идии из европейской коллекции не отрицает исторической важности и художественного наследия, найденного в Королевстве Бенин. Современная Нигерия, на территории бывшего королевства Бенин, продолжает чтить свое великое прошлое. Они гордятся своим наследием и своим искусством. Хотя королевы-матери Бенина Идии больше нет на месте, ее местоположение не уменьшает ее величия и славы. Она представляет африканское происхождение, историю, обычаи, культуру и моду. Королева-мать Бенина Идия в настоящее время является послом культуры в Соединенном Королевстве и западном мире в целом. Пусть ее должность посла способствует переоценке благородного наследия Африки для всего мира и позорного отношения мира к Африке.