Найти тему

социальный капитал Как наша среда помогает нам развиваться

Коллеги, друзья, родственники, знакомые – лучшие ресурсы для развития и достижения целей. Чем больше этих связей, тем богаче человек, потому что он может использовать их для материальных благ или любой другой выгоды. Люди, с которыми вы разговариваете, проводите время и обмениваетесь опытом, являются элементами вашего личного социального капитала.

Как это работает? Собеседник запоминает сказанное и иногда обращается к вам за помощью Даже если человеку неинтересно то, что вы предлагаете, есть большая вероятность, что он порекомендует вас своим друзьям как отличного специалиста. Социолог Дэвид Юм был одним из первых, кто описал концепцию социального капитала в своей книге «Трактат о человеческой природе». Правда, тогда он не использовал это слово. Ученый писал, что из-за человеческого контакта и взаимопомощи выживание стало взаимовыгоднее и безопаснее, чем когда люди жили поодиночке.

Но самый большой вклад в концепцию сделал французский социолог Пьер Бурдье, так как именно он привел понятие социального капитала к известной на сегодняшний день форме. Термин ученый «позаимствовал» у педагога Лиде Ханифана, который использовал его в дискуссии 1916 года о развитии сельских школ в США.

Бурдье описывал понятие как совокупность ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью институционализированных отношений взаимного знакомства и признания. Однако, в отличие от многих своих коллег, Бурдье считал, что социальный капитал зависит не только от количества связей, но также от степени обладания культурным и экономическим капиталами. По его мнению, все это должно работать в совокупности, иначе использовать возможности социального ресурса по максимуму не получится.

Так, люди, занимающие высокое положение в обществе, имеют более ценный социальный капитал, ведь их круг общения значительно шире, чем у других. Они могут встречаться в неформальной обстановке с врачами, учеными, предпринимателями, получать услуги более высокого класса благодаря полезным знакомствам. То есть экономический и культурный капитал дает человеку возможность войти именно в ту группу, где социальные связи находятся на уровень выше и имеют бóльшую ценность.

Принцип «win-win»