Вы можете обращать или нет внимания на ливрею. Но, увидев любой гоночным автомобилем в окрасе "Jägermeister", трудно пройти мимо этого оранжевого зверя, не бросив на него хотя бы один взгляд. Ведь он и был разработан, чтобы привлекать внимание, как и намеревался Гюнтер Маст — генеральный директор семейного предприятия Mast-Jägermeister, человек, который дал добро на гоночные автомобили со знаменитым оленем на капоте. Однако правда заключается в том, что запутанная история этого конкретного автомобиля так же сложна, как и история самого BMW M1. В общем, этот автомобиль не то, чем кажется, поскольку оранжевая ливрея Jägermeister является частью замысла человека, который перестроил автомобиль, легендарного гоночного механика и крестного отца M1 Фрица Вагнера (Fritz Wagner).
"Не было бы счастья, да несчастье помогло." К этой поговорке подходит история с BMW M1, которую можно считать одной из самых забавных в автомобильном мире. Изначально M1 разрабатывался с целью создать величайший гоночный автомобиль всех времен со средним расположением двигателя. Тот, который превзошел бы доминирующий Porsche 935 в Group 5 мирового чемпионата. Шедевр, созданный из скорости и немецкой надежности, который должен был быть омологирован в дорожную версию. Все из-за изменений в правилах гонок, которые предусматривали, сколько гражданских версий должно быть произведено, прежде чем конкретная модель будет допущена к гонкам. И производственный план выпуска 400 автомобилей, количество, которое по сегодняшним меркам кажется ничтожным, оказалось первой проблемой в длинном списке разворачивающихся катастроф.
По сути, жизнь этой прекрасной, легкой, хорошо сделанной машины, разработки Джорджетто Джуджаро из первоначального прототипа Поля Брака, была полна неудач и плохих решений. Тот факт, что Lamborghini, которая должна была производить его на своем заводе, обанкротилась из-за мошенничества с авторскими правами и растраты средств, не смог вывезти. Однако именно поспешное решение рассредоточить производство по всей Европе стало последним гвоздем в крышку гроба. Marchese изготовил трубчатую раму автомобиля, TIR отлил стекловолокно, Italdesign соединил их вместе и добавил интерьер, затем M1 был отправлен из Италии в Штутгарт, где Baur установил оборудование BMW, после чего в Мюнхене BMW Motorsports наносило последние штрихи и проводила контроль качества. Всё это сделало M1 почти на четверть дороже, чем любой аналогичный Ferrari или Lambo, продаваемый в то время. Все. Приехали. "Кина не будет."
Британские генералы во время Второй мировой войны часто шутили, что немцы не очень хорошо разбираются в плане Б. Возможно, это правда. Но не в этот раз. Глава BMW Motorsport Йохен Неерпаш (Jochen Neerpasch), гениальный человек, придумал способ продать M1 с помощью серии Procar, в которой профессиональные гонщики F1, такие как Ники Лауда (Niki Lauda), Клэй Регаццони (Clay Regazzoni) и Нельсон Пике (Nelson Piquet), будут соревноваться против любителей, частных лиц, в качестве прелюдии к заездам Формулы-1 на выходных, при этом было изготовлено слишком мало экземпляров, чтобы автомобиль мог когда-либо официально покинуть Group 4, как это изначально предполагалось. Позже, спустя годы после того, как BMW отказалась от этой программы, те команды, которым удалось, наконец, участвовать в гонках Group 5, сочли М1 просто неконкурентоспособной. Даже модели с двойным турбонаддувом, построенные Schnitzer, которые развивали 800 л.с. и более от своих рядных шести двигателей, были замучены проблемами.
Наконец, преамбула закончены и мы возвращаемся к этому конкретному, довольно необычному экземпляру. Предположительно, он был построен для знаменитой гоночной команды Вальтера Бруна (Walter Brun), которая позже выиграла чемпионат мира в группе C на Porsche 956 в ливрее Jägermeister. Дружба Бруна с Полом Роше (Paul Rosche), человеком, который поставил турбонаддув на BMW 2002 года, породила идею установки турбодвигателя M88, изначально запланированного для автомобиля March Group-5, на модифицированное шасси M1 Procar, завернутое в кузов Group 5. Однако получившаяся машина никогда не участвовала в гонках. Почему? Даже в БМВ этого никто не знает.
И хорошие новости, когда-то эта 1090-килограммовая машина была поставлена на динамометрический стенд, и выдала 1000 л.с. и 930 Нм крутящего момента. Это показания, полученные непосредственно перед тем, как машина сломалась, хотя она, по-видимому, все еще могла продолжать движение. Теперь в руках нового владельца, который намерен регулярно участвовать в гонках, у него будет много возможностей проявить себя. Так открывается новая глава этой истории…
Вы сможете увидеть этот таинственный BMW M1 Turbo в полностью восстановленном виде 20 мая 2023 года в выставочном центре Villa Erba в Черноббио, озеро Комо, северная Италия, на мероприятии Amici & Automobili, организованного BMW Classic в рамках Como Car Week. Для членов клуба BMW CCA (только в суббот), действует 50% скидка на дневные билеты.
Билеты можно приобрести здесь: https://www.ticketone.it/en/artist/concorso-eleganza/