Юношами мы с друзьями увлекались заброшенными объектами. Меня всегда привлекала атмосфера ушедшей эпохи, советской, в которую мы окунались путем посещения разных заброшек. А мест подобных по Москве очень много, особенно в лужковский период - тогда мало чего еще успели городские власти посносить или отремонтировать, поэтому нам повезло в этом плане. Это собянинская рука наконец-то схватилась за заброшки и довела их до ума, а лужковская Москва в некотором смысле дала возможность прочувствовать ту или иную эпоху. Так что у молодёжи, так называемых диггеров, было счастье насладиться посещением всей этой атмосферщины.
В общем, лазили мы летом 2010 года с ребятами на заброшенную эскалаторную галерею на Воробьевых горах. Тогда мы еще не понимали, что это, для чего строилось: непонятный тоннель, запрятанный в деревьях, словно лестница в бездну... Я вообще думал, что это часть недостроенной станции. А то, что это удобный способ для спуска с горы вниз к метро, я еще и подумать не мог, ибо не привыкли мы, москвичи, еще тогда к таким удобствам. Это сейчас Москва стала более мобильной, и такие эскалаторы в порядке вещей.
Так вот, тогда я наделал на телефон несколько фотографий этих эскалаторов. Эти эскалаторы открылись в 1959 году. Функционировали аж до 1980-х. В 1983 году галерея пришла в аварийное состояние из-за оползней, пришлось закрыть на ремонт, который так и не состоялся. Решение о восстановлении галереи окончательно принял Собянин - в 2020 году. И с начала 2023 года это снова функционирующий объект. А нам, юношам, повезло тогда оказаться "между" эпох - мы лазили по разрушенным эскалаторам.
И сегодня я решил съездить и поделать фотографии с тех же точек, с которых снимал тогда, в июне 2010, когда мне было 16 лет.
Итак, поехали!
Выходишь из метро - станция "Воробьёвы горы" - и видишь вот такой указатель: "Эскалаторная галерея на Воробьёвых горах".
Думаю - опять перекрыто, что-то ремонтируют, какой-то дикий указатель! Но понятно, что временный. Идёшь между строительными заборчиками - за деревьями уже виднеется та самая галерея, словно какой-то пансионат.
И вот она - эскалаторная галерея. Наверху красуется маленький значок метро - понимаешь, что этот объект связан с метрополитеном.
Вот так этот вход выглядел в 2010.
Выглядит, как станция метро, но на входе пояснительная надпись.
Даже режим работы есть. Некруглосуточный.
Внутри приятная прохлада. Дежурит охрана. А отражающиеся лампочки - на полу и на стенах - плавают под ногами, от чего слегка закружится голова, если пялиться в телефон.
Тут нашлось пространство для картинной галереи - искусство даже и тут! Галерея в прямом смысле. Чувствуется единая концепция Москвы.
Что за картины-то? Смотришь: а это работы детей. Например, Красная площадь рукой десятилетнего мальчика. Очень хорошо вписалось.
А вот и те самые эскалаторы. Их три, как изначально и было. Как написано на "Википедии", длина - 90 метров.
В 2010 году эскалаторов уже не было - были ступеньки. Тогда и подумать не мог, что этому месту ещё реально дать вторую жизнь - казалось, под снос, - ведь у Москвы, у метро еще не было единой стилистики, как сейчас. И тогда наверху светил белый свет с улицы, в то время как сейчас там вестибюль. Для интереса я засёк время, сколько уйдет на подъём.
Вот так это выглядело до закрытия, 1970-е годы. Очень оживленно. Место всё-таки пользовалось спросом!
Вестибюль в 2010:
Руины. Неужели здесь ещё что-то будет!
Итак, пора наверх.
В 2010 надо было карабкаться
На подъём на эскалаторе вышла 1 минута 40 секунд. Наверху, как я уже сказал, тоже вестибюль. Здесь вендинговые аппараты - еще одной локацией для бизнеса больше! И тоже один скучающий охранник. А еще лифт, но пока закрытый.
Взглянем в ту самую "бездну" снова.
А тогда, в 2010, чтобы спуститься, надо было решиться.
Сейчас на этих крышах тоже можно заметить людей. Но это не диггеры, а сотрудники, поддерживающие порядок галереи.
А что, было классное озеленение на крышах галереи тогда! И тоже нашлось место для искусства - граффити на стенах.
Спуск в "ад"!
Справа от эскалаторов висит солидная металлическая табличка с QR-кодом, который ведет на страничку, где расписаны исторические этапы галереи.
Вход наверху выглядит так. Тоже часть пока перекрыта - кладут плитку. Место по плану выглядит многообещающим.
Большие окна, как витрины, сюда падает дневной свет. И на самих эскалаторах выгравированы логотипы метро.
Внизу
Вопрос - для чего ж эти эскалаторы на горе? Ответ - действительно очень быстро попадаешь на смотровую площадку, на улицу Косыгина. Так что объект явно не безделушка, а вполне неотъемлемая часть метро "Воробьёвы горы", которой так не хватало.