Итак, какие вопросы задать ребёнку, чтобы выяснить, кто его обижает и почему, травля в их классе или обычный конфликт и много чего еще.
Но мы помним же с вами, что мы истребляем в себе эту убийственную интонацию, которая испортит любой вопрос, типа «а зачем ты смотришь этого блогера, разве это может быть интересно?» И тон такой старой скрипучей зануды. И ребёнку сразу понятно, что мама хочет услышать, и желание говорить честно исчезает в секунду.
Итак, тон веселый, заинтересованный, никаких поучений и советов, говорим как с другом и выражаем понимание на все сто процентов.
Если слышим что-то, что нам неприятно, никак не выражаем свою реакцию.
Благодарим за доверие и искренность.
Спрашиваем детали, потому что каждый из этих вопросов может стать началом отдельного интересного разговора.
Не воспитываем! И ещё раз: не воспитываем)))
Попробуйте несколько раз поболтать с ребёнком и напишите, узнали ли что-то совершенно новое?
И сложно было не комментировать, не осуждать и не советовать, а просто слушать и поддерживать, выражая сильную заинтересованность?
Что вам дал этот опыт?
1.А кто в классе тебя бесит больше всех? А почему?
2. А он/она/они всегда такие? Или цепляются только к кому-то?
3. А что хочется сделать, когда это слышишь? (Или когда тебя бьют).
4. А к другим он/она/они пристают? А те как реагируют?
5. Что бы ты сделал, если бы мог вообще все, что угодно?
6. А есть прямо вот хорошие люди в классе? Как у тебя с ними?
7. А есть слабые? Такие, кто реально вызывает презрение? А чем, интересно же понять?
8. А такие, которых все уважают? Или хотя бы многие? А за что?
9. А вообще опиши крутого человека, на которого хотелось бы быть похожим? От внешности до поведения.
10. А в тебе каких качеств больше, сильных или слабых?
11. А как думаешь, можно ли как-то прокачать крутые качества? А как?
12. А вообще это всегда зависит от человека, какой он, или могут унижать даже сильных и хороших? От чего это зависит?
13. А что делать хорошему одиночке, если он каждый день сталкивается с группой тупых обидчиков?
14. А у тебя есть поддержка, такие люди, которым ты реально доверяешь?
15. Если да, то кто они и что в них самое лучшее?
16. Если нет, то почему: просто нет достойных людей в окружении или по какой-то другой причине?
17. А где вообще берут друзей? Хотел бы ты найти людей, с которыми у тебя будет реальное понимание и поддержка? А где, думаешь, их можно найти?
18. А есть в классе те, кого ты вообще очень плохо знаешь и очень мало общаешься? Почему? А что самое обидное для тебя?
19. А что можно реально игнорировать, что тебя вообще не задевает?
20. Что делают крутые, когда их обижают? А что делают слабые?
21. Каких качеств тебе бы хотелось нарастить в себе побольше, а от чего бы ты избавился?
22. Что тебе мешает жить?
23. За что ты себя не любишь?
24. Что тебя больше всего бесит в своей внешности? А в характере?
26. Можно ли дружить с девчонками (для мальчиков) или с мальчиками (для девочек)?
27. А кто самый умный в классе? Как к нему все относятся? А кто самый умный в классе? Как к нему все относятся?
28. Можно ли плакать, когда тебя обижают?
29. В каких случаях, на твой взгляд, нужно решать проблему самому, а в каких уже нужно обращаться за помощью ко взрослым?
30. А у вас есть нормальные учителя, с которыми можно поговорить?
31. А почему часто не хочется рассказывать родителям о своих проблемах?
32. Что тебя больше всего бесит в моих реакциях?
33. Я часто бываю не права или невнимательна?
34. А какую реакцию от меня ты бы хотел в идеале?
35. В чем я несправедлива?
36. А если бы я изменилась, то как бы ты хотел, чтобы я изменилась?
37. Чего тебе вообще больше всего не хватает сейчас?
38. О чем ты реально мечтаешь?
39. Что чаще всего портит тебе настроение?
40. А есть какие-то мысли, которыми ты сам можешь испортить себе настроение, даже если оно до этого было норм?
41. Что тебя воодушевляет и радует больше всего?
42. У всех есть стыдные мысли, а у тебя такие часто бывают? Можем поделиться, я тебе скажу, а ты мне.
43. Чего ты боишься больше всего? Назови пять вещей.
44. А если из пяти выбрать самый главный страх?
45. Как ты думаешь, можно ли с ними что-то сделать? Что?
46. Что тебя успокаивает? Как ты приходишь в состояние равновесия?
47. Хочешь ли ты кого-то избить или даже убить?
48. А есть такой человек, с которым ты бы хотел быть ближе? Как ты думаешь, он хочет того же? Если да, то что останавливает общаться больше, если нет, то почему?
49. На кого ты хочешь быть похожим? Назови пять человек или персонажей? Чем они нравятся?
50. Хотел бы ты перейти в другую школу? Почему?
51. Хотел бы ты вообще учиться дома? В чем на твой взгляд сложности с этим?
52. У тебя бывает, что ты сильно нервничаешь, так, что сердце колотится, руки потеют или краснеет лицо? В каких ситуациях? А ещё в каких?
53. Что самое стыдное было у тебя? У всех бывают моменты позора, а у тебя было? Так, что хочется сбежать и не возвращаться?
54. Если бы тебе предложили избавиться от трёх твоих недостатков, что бы ты выбрал?
55. Если кого-то унижают и презирают, тебе сложно поддержать такого человека?
56. Бывает такое, что ты кого-то несправедливо обижаешь?
57. А справедливо - бывает? А кого? А за что?
58. А как думаешь, почему нам иногда сложно вступиться за слабого? Что останавливает?
59. А что для тебя предательство? Тебя предавали?60. Есть кто-то, перед кем ты в глубине души чувствуешь свою вину? А за что? Ты не хочешь извиниться или поговорить?
61. Тебе сложно признавать, то ты не прав?
62. Когда тебя обвиняют, что ты чувствуешь? Какие мысли у тебя в этот момент?
63. А бывает такое, что тебя заставляют извиняться (например, я), а ты вообще не чувствуешь себя виноватым?
64. Почему иногда сложно доказать свою правоту?
65. Представляешь ли ты себя на месте другого человека? А кого?
66. Бывает ли такое, что ты мысленно споришь с кем-то и доказываешь что-то? А с кем чаще всего?
67. Назови 10 важных для тебя людей.
68. От кого бы тебе хотелось услышать одобрение или что-то хорошее?
69. С кем бы ты пошёл в трудный поход?
70. Чего не хватает твоим друзьям в отношении к тебе?
71. Бывает ли такое, что ты чувствуешь, что тебе все равно, когда происходит что-то плохое?
72. Бывает ли, что тебе хочется покончить с собой? Часто? А как бы ты это сделал? Что тебя останавливает?
73. Что тебе больше всего не нравится в мире вообще?
74. Что бы ты хотел изменить в мире, если бы у тебя были все возможности и море денег?
75. При мысли о чем тебе хочется плакать?
Используя даже часть этих вопросов вы сможете выстроить эффективный диалог с ребёнком и глубже понять его. После разговора запишите ответы ребенка по памяти для составления плана действий по помощи ему в преодолении проблем.