Найти тему

Как оценивают эффективность библиотеки.

В одном из комментариев к нашей статье "Библиотека или сетевой магазин?" была высказана мысль, что методическому центру заняться нечем. Здесь мы не можем согласиться. Они продвигают массу проектов с красивыми названиями, проводят рейтингование библиотек распределяют библиотеки региона по зонам, в зависимости от набранного количества баллов. Мы решили посмотреть критерии, по которым эти самые баллы начисляют. Значит так - нужно, чтобы была лавочка у входа, урна для мусора стояла, были оборудованы вело-и авто- парковки и ещё много чего, не имеющего отношения к библиотечной работе. Это всё хорошо, но второстепенно. А вот ещё критерий, который мы решили привести полностью: Показатель «Загрузка открытых для пользователей помещений библиотеки».

Загрузка определяется средним количеством проводимых мероприятий в неделю за отчётный период и рассчитывается по формуле:

СрМ = (Мс + Ма + Мз) / Kнед, где:

Мс – количество мероприятий, проводимых в стационарных условиях (библиотеке) в рамках системного расписания. Допускается учитывать один кружок более одного раза, если сформировано более одной постоянной группы участников по данному направлению.

Ма – количество мероприятий, проводимых в стационарных условиях (библиотеке) в рамках афиши (анонсированных на информационных ресурсах разовых / плановых библиотечных мероприятий);

Мз – количество закрытых мероприятий, проводимых по заказу в рамках сотрудничества с организациями;

Кнед – количество рабочих недель в отчётном периоде;

Расчёт значения показателя для библиотек со ставкой более 2 штатных единиц:

0 баллов – значение показателя СрМ менее 3;

1 балл – значение показателя СрМ от 3 до 8;

3 балла – значение показателя СрМ от 9 до 14;

5 баллов – значение показателя СрМ 15 и более.

Получается, чтобы получить 5 баллов, нужно проводить более двух массовых мероприятий в день, ещё и еженедельные фотоотчёты предоставить,

для библиотек со ставкой от 1 до 2 единиц

5 баллов – значение показателя СрМ 5 и более

Похоже, что авторы даже не подозревают, что существуют "Типовые нормы времени на работы выполняемые в библиотеках".

То есть, времени ни на работу с фондом, ни на индивидуальную работу с читателями не остаётся. А главная задача библиотек в том, чтобы у каждого гражданина страны была возможность пользоваться фондами, проверенными интернет - ресурсами, электронными базами данных, структурированной и систематизированной информацией, получить грамотную консультацию и помощь в подборе необходимых источников от квалифицированных специалистов. В данном случае происходит скрытое переформатирование библиотеки в ДК.

Кстати, об отчетах, по информации от директоров ЦБС, у них ежедневных, еженедельных отчетов для методического центра, рейтингов, запросов, мониторингов, более 400 документов в год. Сотрудники постоянно работают именно на это учреждение, а обратной связи нет, никаких аналитических отчетов никто не получает. То есть, у этого центра чисто надзорные функции.

А ещё, помимо скрытого переформатирования, есть и открытое, то есть перевод библиотеки в структуру КДУ, (это рекомендуется в ряде документов регионального министерства культуры), что по мнению ряда известных специалистов отрасли является фактически смертельным для библиотеки, которая лишается самостоятельного финансирования и доживает оставшийся срок на правах «приживалки» до момента, пока и её и без того скудная площадь не потребуется под иные задачи, решение которых способно приносить КДУ финансовую или иную выгоду. Уже были случаи, когда библиотекарей отправляли дежурить на дискотеки или другие мероприятия, отбирали у них компьютеры, что, конечно, не является типичным примером, но положение "приживалки" подчёркивает.

Может быть, мы сгустили краски? Ждём ваших комментариев.