Найти тему
Владимир Гордеев

Путь к причалу (1962, СССР, драма / приключенческий / комедия): Люди, звери, море, север во втором фильме Г. Данелии

Второй фильм Георгия Данелии "Путь к причалу", снятый между "Сережей" и "Я шагаю по Москве", не снискал такого успеха, как эти работы, хотя ничем им не уступает в художественном плане.

Данелия сразу стал зрелым режиссером, профессионалом, вдобавок со своим уникальным авторским почерком. Грустное (но не трагичное) настолько тесно переплетено в его фильмах со смешным, что трудно отделить одно от другого, поэтому его фильмы неизменно жизненны. А тонкое понимание драматургии, врожденное чувство вкуса и меры не дают зрителю скучать. Я не припомню ни одного скучного фильма Данелии.

"Путь причалу" снят по сценарию моего земляка, ленинградского писателя, бывшего моряка Виктора Конецкого. Годом ранее фильм по сценарию Конецкого стал суперхитом, - это был "Полосатый рейс". Здесь тоже Конецкий вводит в сюжет животное)

Медведица Машка. Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)
Медведица Машка. Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)

Однако центральным героем становится Россомаха )))

Впрочем, это не животное, а сумрачный боцман буксира "Кола" по фамилии Россомаха, которого играет звезда советского кино, богатырь Борис Андреев, в свое время сыгравший Илью Муромца в одноименном фильме А. Птушко.

БОльшая часть фильма происходит на буксире, который сперва идет в Мурманск, а потом на остров в Баренцевом море, чтобы отбуксировать в порт судно "Полоцк", на котором Росомаха служил в годы Великой Отечественной войны. По пути "Кола" попадает в шторм, равно как и лесовоз неподалеку. Лесовоз тонет. "Кола" спешит на выручку лесовозу, а часть людей остается на буксируемом "Полоцке", и неизвестно, выживут они или нет...

Борис Андреев в роли Росомахи. Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)
Борис Андреев в роли Росомахи. Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)

Почему Конецкий выбрал северный флот - понятно. Он, как тот моряк из старой песенки, исходил все моря и океаны, но северный путь - это что-то особое. Кроме того, Конецкий в качестве капитана одного из судов принял участие в первом истории переходе каравана малых судов через Арктику (от Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского).

То есть, фильм реалистичен.

Данелия, как перфекционист, снимал фильм на натуре. А это значит - поиск локаций, все такое... Одним словом, жизнь на севере. Причем до начала съемок он провел несколько месяцев с Конецким в Баренцевом море, работая над сценарием.

Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)
Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)

Шторм тоже снимался на натуре. Данелия и оператор А. Ниточкин торчали на палубе, пока экипаж сидел по каютам с задраенными люками и крутил пальцем у виска. Самое смешное, что получилось плохо. В итоге шторм переснимали в павильоне "Мосфильма", - там получилось хорошо, Данелия показал себя мастером в том числе в постановке приключенческого кино.

В своей автобиографической книжке "Безбилетный пассажир" работе над "Путем к причалу" Данелия уделил больше внимания, чем любой другой своей ленте. Да что там говорить, о приключениях Данелии на севере тоже можно снять кино (и это тоже было бы и смешно, и увлекательно)!

Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)
Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)

На каждом своем фильме Данелия обзаводился верными друзьями и соратниками на всю жизнь. Таким другом стал Конецкий, с которым Данелия снимет впоследствии "Тридцать три".

Символическое число - по сценариям Конецкого всего было снято три фильма.

И другим таким другом стал молодой композитор Андрей Петров, который впоследствии напишет музыку к половине фильмов Данелии (ко второй половине фильмов музыку напишет Гия Канчели, которого Данелии порекомендует Петров).

Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)
Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)

Приключенческая драма - это сцены со штормом, комедия - сцены с медведем и 15-летним капитаном пассажиром Васькой.

А житейская, человеческая драма развернется на берегу, на твердой земле. Но опять же, повторюсь, драма, но не трагедия. Воспоминания, люди из прошлого, переживания накатят волной на боцмана Россомаху, который привык находиться в море.

В этом заходе в Мурманск его вдобавок будет ждать сюрприз, - а он к сюрпризам не привык, - он встретит женщину, с которой когда-то был знаком, и узнает, что у него есть взрослый сын.

Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)
Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)

Боцман напьется, будет в ярости пинать набегающую на берег морскую волну...

Эта сцену снимали мучительно долго, Борис Андреев натурально продрог, несколько часов простояв в ледяной воде. В конечном итоге эта сцена была под вопросом в виду неясности посыла. Когда отсматривали материал, Конецкий предлагал ее выкинуть. Данелия сомневался. Внезапно помог Тарковский!)

Впрочем, предоставим слово автору:

В Москве, когда мы с Конецким смотрели отснятый материал, позвал я и Андрея Тарковского, который попался мне в коридоре: он в нашем объединении снимал «Иваново детство». Досмотрели до сцены, как боцман пинает волны.
— Выкинь ты эту муть, — сказал Конецкий. — Гениальные метафоры пусть студенты первого курса ВГИКа снимают.
— Может, ты и прав, — согласился я.
— Ни в коем случае, — сказал Тарковский, — это лучшее из того, что я здесь увидел.
И сцена в фильме осталась. По двум причинам: вопервых, я уже видел материал «Иванова детства» и понял, что Тарковский кое-что в кино понимает. Ну и перед Андреевым было неудобно.
Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)
Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)

Оценка: 7,5 из 10.

Режиссёр: Георгий Данелия
Автор сценария: Виктор Конецкий
Оператор: Анатолий Ниточкин
Композитор: Андрей Петров

В главных ролях: Борис Андреев, Олег Жаков, Любовь Соколова, Александр Метелкин, Валентин Никулин, Бруно Оя, Ада Шереметьева.

Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)
Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)

Читайте также на моем канале:

Тридцать три (1965, СССР, сатирическая комедия): В ожидании чуда
Владимир Гордеев22 июля 2022
Фильмы о море
Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)
Кадр из фильма "Путь к причалу" (1962)