Найти тему

Богемная рапсодия. Часть 3 (заключительная)

Часть 1

Часть 2

Тимофей возвращался из института. Настроение у него было самое радостное. Еще бы! До конца учебного года осталось всего ничего, у родителей тоже скоро отпуск, летом они все вместе сначала поедут в горы, а потом Тим вместе с друзьями - на озеро, в загородный дом одного из приятелей.

Радуясь этим перспективам, он шел по мощеному тротуару пинал камешек, как вдруг его взгляд зацепился за одну из множества афиш на тумбе для объявлений.

- Hифигa себе! - удивился Тим, доставая телефон. Он быстро сделал снимок и поспешил домой.

- Мам! Пап! Смотрите!

Анжелика и Игорь взглянули на экран телефона и опешили - это была Лиза! Точнее, афиша концерта фолк-музыки, на которой Лиза была в компании еще трех девушек с разными музыкальными инструментами. Конечно, за эти годы Лиза сильно изменилась, но не узнать ее было невозможно. Все трое переглянулись - и без слов было ясно, где они проведут этот вечер пятницы.

Концерт удался на славу. Ни Анжелика, ни Игорь, ни их сын не увлекались подобным стилем, однако они смогли оценить и музыку, и исполнение. Тимофей особенно засмотрелся на арфистку...

После концерта они пошли поздравить девушек с удачным выступлением, и Лиза была очень рада их видеть.

- Тетя Лика! Дядя Игорь! - воскликнула она. - Тимоха, и ты тут? Ну ты и вырос... Вот уж не ожидала вас увидеть здесь. Как у вас дела?
- Да мы-то нормально,
ты как? - улыбнулась Анжелика.
- Ох, в двух словах не расскажешь... - сказала девушка. - Давайте где-нибудь встретимся и поболтаем?
- Приходи к нам в гости, - предложил Игорь.

И вот следующим же вечером Лиза сидела с дядей и тетей на кухне.

- Красивая у вас квартира, - сказала она, попивая чай. - Кухня намного больше, чем в старой.
- Да вот, переехали несколько лет назад, - сказал Игорь, нарезая сладкий рулет. - Ты давай рассказывай, как живешь, где живешь.
- Хорошо живу, - улыбнулась Лиза. - Я замужем, снимаем квартиру, собираемся ипотеку брать. Я работаю дизайнером, учусь заочно, у меня своя маленькая типография, но скоро будем расширяться. Женя, мой муж, преподает кларнет в институте культуры. А у меня музыка - это так, хобби, которое иногда приносит денежку.
- Молодец! - похвалила племянницу Анжелика. - Я очень рада, что ты все-таки взялась за ум и чего-то добилась. А то я ж переживала, что ты попадешь в какую-нибудь дурацкую историю.
- Ох, тетя Лика, вы даже не представляете, чего мне все это стоило... - грустно улыбнулась Лиза. - Если интересно, могу рассказать.
- Конечно, интересно! Давай, рассказывай.

-2

После того, как Лиза ушла к матери, все полетело кувырком. После недели полной свободы Виолетта снова попыталась сплавить дочь к сестре, но Лиза буквально на коленях умоляла ее не делать этого, мол, с тетей и дядей ей живется плохо. Виолетта нехотя согласилась, и жизнь Лизы превратилась в сущий балаган. Сначала мать ходила на гулянки и тусовки сама, а когда Лизе исполнилось семнадцать, стала брать ее с собой. Девушка была просто поражена творческой атмосферой на этих вечеринках - люди играли необычную музыку, читали стихи и прозу, очень часто - собственного сочинения, что-то рисовали. Лиза решила, что ее прежнее бытие было пресным и унылым, а настоящая жизнь - она вот здесь.

Девушка почти забросила школу и кое-как сдала выпускные экзамены. В вуз она поступать не стала, а мать даже не возражала.

- Все равно от этого высшего никакой пользы, - говорила она. - Я в свое время выучилась, только чтобы от меня родители отстали. Так что не разменивай свою жизнь на скучные лекции. Двигайся! Чувствуй! Твори!

Лиза двигалась, чувствовала и творила на всю катушку. Стас, один из художников, как-то раз сепией нарисовал ее портрет.
- Лиза, вы прямо
Ивановская Магдалина! - восхищался он. - Вы такая красивая и искренняя!

Сам Стас в свою очередь был похож на Иисуса - длинные волосы, бородка, большие печальные глаза... Лиза влюбилась, как никогда раньше, и бросилась в этот омут с головой. Стас стал ее первым мужчиной, и пикантности этой ситуации придавали два факта: он был на двадцать пять лет старше Лизы, и Виолетта сама имела на него весьма конкретные виды. Влюбленная девушка тогда не понимала, что для Стаса это была игра - ему нравилось наблюдать, как не просто две женщины, а мать и дочь борются друг с другом за право быть рядом с ним. В итоге молодость одолела опыт и настойчивость - окончательно разругавшись с матерью, Лиза ушла жить к своему "астральному супругу". Она еще не знала, что ее ждет...

Лиза плохо помнила, когда он первый раз поднял на нее руку. Это была очередная вечеринка, и все случилось в нapкoтичеcкoм и aлкoгoльнoм угаре. Стас употреблял запрещенные вещества, как он сам говорил - "для вентиляции сознания", и разумеется, приобщил к этому делу Лизу. В таком состоянии это был человек-лотерея - он мог впасть в творческий угар и всю ночь провести у мольберта, мог быть особенно нежным со своей молодой любoвницeй, а мог превратиться в машину разрушения. И последнее состояние было наиболее частым.

Помимо этого Стас, совершенно не стесняясь, приводил других женщин в свою квартиру. Когда Лиза высказала робкое несогласие с таким положением вещей, ей недвусмысленно напомнили, где находится дверь.

- Я тебе ничего не должен, - грубо сказал Стас. - Если что-то не устраивает, то тебя никто здесь не держит.

Лиза и это проглотила. Она была готова прощать Стасу любые гадости, потому что любила его до умопомрачения, была будто околдована им.

Морок начал постепенно спадать, когда Стас привел очередную даму. У Лизы все похолодело внутри - это была Виолетта, причем, изрядно пoдвыпившaя. Женщина посмотрела на дочь, как на какое-то мepзкoe насекомое, и гордо прошествовала в спальню. А сам Стас подмигнул Лизе и предложил такое, что девушку чуть наизнанку не вывернуло. В слезах она выбежала из квартиры и всю ночь бродила по питерским улицам, думая, как же она дошла до такого. Она поняла, что дальше так нельзя, нужно менять что-то, бежать подальше от этого морального ypoда...

Вернувшись утром, Лиза хотела собрать вещи и уйти, но Стас устроил ей классическое "сахарное шоу": окутал ласковыми словами, сказал, что ничего в этот вечер с Виолеттой у него не было, ей просто нужно было переночевать, а то отвратительное предложение - всего лишь дурацкая шутка. И Лиза опять "поплыла", понимая, что не может вырваться из этой паутины.

Всю следующую неделю Стас был идеальным мужчиной - готовил Лизе завтрак, уделял максимум внимания, гулял с ней вдоль Невы.
А потом Лиза обнаружила, что беременна... Она думала, что это смягчит Стаса, но его вердикт был однозначным: "На aбopт!"

В больницу Лиза идти не хотела. Страшно. Стыдно. От приятелей по творческой тусовке она узнала контакты одной дамы, которая на дому решала подобные вопросы быстро и конфиденциально. Однако во время процедуры что-то пошло не так, и Лизу едва откачали в больнице.

-3

Она лежала на койке и смотрела в белый потолок. Лиза чувствовала, что падает в пропасть, даже не пытаясь хвататься за воздух. "Видимо, вот оно - дно, - подумала она. - Однако от дна можно оттолкнуться и выплыть наверх".

Лиза вышла из больницы в аккурат перед католической Пасхой. Она решила немного пройтись и даже не заметила, как оказалась возле костела. У входа собралась небольшая толпа - люди пришли на праздничный концерт, который здесь давал камерный ансамбль. "Почему бы и нет?" - подумала девушка. Спешить ей все равно было некуда.

Едва Лиза услышала звуки музыки, отражающиеся от стен костела, из глаз потекли слезы. Как будто с нее наживую сдирали всю грязь и мерзость, налипшую твердым слоем за последние годы. Было больно, стыдно, гадко... но уже намного легче.

После концерта Лиза отправилась на квартиру Стаса, чтобы забрать свои вещи. Сам художник был дома и увлеченно работал над какими-то эскизами. Лиза посмотрела на него: от былой любви не осталось и следа, и она впервые увидела настоящего Стаса - стареющего гoвн@pя, исхудавшего от aлкoгoля и нapкoтикoв, с впалыми блеклыми глазами, козлиной бороденкой и жидкими волосами с пробивающейся сединой. Как будто действительно развеялось какое-то злое заклятие. Стас уставился на нее мутным взглядом и криво усмехнулся.

- Больше ты не имеешь надо мной власти, - сказала Лиза и ушла.

Поначалу было непросто. Образования у нее не было, а жить на что-то нужно. Она перекантовалась у друзей какое-то время, потом устроилась на работу и смогла снять комнату на пару с другой девушкой. Со всеми пьянками-гулянками она завязала навсегда, оставив себе только культурный досуг.

Особенно она любила ходить на концерты в тот самый костел, чтобы послушать музыку. После одного из таких выступлений на выходе ее поймал один из участников камерного ансамбля.

- Я часто вижу вас на концертах, - сказал он.
- Мне нравится ваша музыка, - смущенно улыбнулась Лиза.
- Мне нравитесь вы, - сказал музыкант. - Вы не против выпить чашечку кофе в моей компании?

С Женей было легко и спокойно. Он был старше Лизы на несколько лет, был профессиональным кларнетистом, преподавал в одном из музыкальных колледжей и знал, чего хочет от этой жизни. Он очень напоминал дядю Игоря - такой же серьезный и надежный. Евгений был полной противоположностью непредсказуемому Стасу, и Лизе это очень нравилось. Она поняла, что это шанс окончательно выбраться из того ужасного болота, в котором она была еще совсем недавно.

И она начала карабкаться вверх. На работе пахала за троих и еще успевала обучаться на курсах дизайна, чтобы иметь хоть какую-то профессию. Потом она поступила в университет на заочку. Упорный труд давал свои плоды - Лизе удалось скопить сумму, чтобы открыть свое небольшое дело. Жене она поставила условие - замуж за него она выйдет только тогда, когда чего-то в этой жизни добьется.

- Лиза, я никогда не требовал этого от тебя, - сказал Евгений.
- Я требую этого
от себя, - возразила девушка. - Я не хочу, чтобы ты думал, что я какая-то там вертихвостка, которая хочет охомутать обеспеченного мальчика.

Женя не спорил. Он познакомил ее со своими друзьями, и Лиза поняла, что быть художником или музыкантом вполне можно без пьянства и прочих гадких вещей. Она сама начала увлекаться музыкой и внезапно обнаружила у себя способность к игре на гитаре. С новыми подругами и одной студенткой Института культуры, которая играла на арфе, они организовали ансамбль и иногда выступали на городских площадках. Концерт, на который пришли Анжелика, Игорь и Тимофей, был юбилейным - десятым.

И вот теперь они сидели на кухне и пили чай со сладостями. Лиза рассказала им о своих злоключениях, умолчав о некоторых подробностях.

- Да уж, помотало тебя, - покачала головой Анжелика. - Не надо нам тогда было выгонять тебя... Может, и не случилось бы всего этого.
- Я сама виновата, - вздохнула Лиза. - Не ценила вашу заботу, мотала вам нервы. А тут жизнь носом по асфальту повозила, и сразу мозги на место встали. Сейчас меня все устраивает, у нас полно творческих и личных планов, так что в итоге все сложилось хорошо.
- Главное, что ты нашла свой путь и своего человека, - сказал Игорь. - Ну а прошлые глупости... Пусть в прошлом и остаются!
- Ли-из, - раздался голос Тимофея из коридора, - а ты это... можешь меня познакомить с девушкой, которая играет на арфе?
- С Аней? - улыбнулась Лиза. - Без проблем. Ты ей тоже понравился.

-4

- К чему ты задаешь все эти вопросы? - рассердилась Лиза. - Тебе нужны деньги?
- Вот так-то ты приветствуешь родную мать? - ехидно поинтересовалась Виолетта.
- Ты никогда не была мне нормальной матерью, - ледяным тоном произнесла Лиза.
- Какой могла, такой и была, - отрезала Виолетта. - Сначала сама ребенка воспитай, а потом поговорим. А насчет денег - да, мне сейчас материальное вспомоществование не помешает.
- А что, у твоих Альбертов-Зурабов-Сигизмундов средствА перевелись? - ехидно поинтересовалась Лиза.
- Поговори мне еще, - проворчала Виолетта. - Ты знаешь, я ведь могу и в суд подать!
- Не надо судов, - вздохнула Лиза. - Давай встретимся.

Лиза не общалась с матерью уже давно, с тех самых пор, как увидела ее в квартире Стаса. Взглянув на женщину, которая пришла на встречу в парке, она ужаснулась - раньше Виолетта, несмотря на свой образ жизни, была если не красавицей, то как минимум эффектной женщиной, а сейчас она выглядела, как старая уродливая гарпия.

- Ну и зачем ты меня сюда притащила? - недовольно спросила она.
- Да вот, посмотреть на тебя захотелось, - ответила Лиза, глядя на мать с жалостью и отвращением.
- Я тебе что, музейный экспонат? - пробурчала Виолетта. - Так как насчет денег? Мне срочно надо.

Лиза усмехнулась и протянула матери пятисотрублевую купюру.
- Вот столько ты стоишь, - сказала она. - Хочешь - подавай в суд. Но добровольно я тебе не дам ни копейки.

С этими словами девушка встала со скамейки и направилась к станции метро. Виолетта буравила ненавидящим взглядом удаляющуюся спину дочери. Конечно, она рассчитывала на другую сумму, но это лучше, чем ничего - хватит на бутылку самого дешевого кoньякa и какие-нибудь продукты.

-5

"Поганая жизнь..." - мрачно думала Виолетта, поднимаясь в квартиру. Ее соседи по коммуналке занимались своими обычными делами - Ритка с сыном громко выясняли отношения, а Сева с Гришей постигали благодать Джа, из-за чего по квартире плыл характерный сладковатый дымок.

Виолетта нажарила себе колбасы (есть это в сыром виде было опасно для здоровья) и заперлась в комнате. Откупорила бутылку, положила колбасу на хлеб и села у окна. К ночи погода испортилась - днем было тепло и солнечно, а сейчас небо заволокло тучами, и полил противный дождь. Женщина смотрела, как по стеклу ползут прозрачные капли и думала. Думала о своей жизни - что и когда она сделала не так? Ведь мечталось-то совсем о другом...

Она достала с полки старый фотоальбом. Вот она, Виолетта, глядит на саму себя с нечеткого черно-белого снимка. В руках окарина, в волосах цветы, а впереди вся жизнь... Какой молодой, какой счастливой она была тогда! А что сейчас? Комната в убитой коммуналке, одиночество и никаких перспектив. "Надо было остаться с Олегом" - подумала она. Если бы не ее безответственность и неумение взять себя в руки, то был бы у нее сейчас прекрасный муж, любящая дочь. Может, и другие дети...

В этот день Виолетта почти до самого утра будет сидеть у окна, смотреть на дождь и разглядывать старые снимки. Впервые за много лет она добровольно откажется от aлкoгoля и вместо кoньякa будет пить чай.
И что-то неуловимо изменится в ее жизни в этот момент. Что именно - она и сама не сразу поймет.

-6