Найти тему
Лучшее на Урале

Когда Иператрица - не указ

Портрет Екатерины II — Антропов А. П. 1766 г.
Портрет Екатерины II — Антропов А. П. 1766 г.

Речь пойдет о постройке паровой машины Иваном Ивановичем Ползуно́вым на казенном Барнаульском сереброплавильном заводе в 1766 году.

История действительно необычная, но давайте по порядку. Барнаульский медеплавильный завод был заложен неугомонным Акинфием Димидовым в 1739 году. Мало ему было Урала, он и до Алтая добрался! В 1744 году в медной руде было обнаружено серебро, началась его выплавка. Серебро было ресурсом стратегическим, из него чеканили монету. Понятно, что такой завод в частных руках долго пробыть не мог, и владелец вынужден был "подарить" его казне. До середины XIX века на Барнаульском сереброплавильном заводе выплавляли 90% всего российского серебра. У правительства этот завод был на особом счету.

Завод стоял на речке Барнаулке, была построена плотина. Общей бедой почти всех заводов была нехватка воды для водяных колес. Большие реки "запружать" было слишком дорого, в безводье заводы останавливались. Вот поэтому и решили построить паровую машину для подачи воздуха в печи.

И. И. Ползунов
И. И. Ползунов

Вернемся к деятельности Ползунова. Важно, что сначала была построена действующая модель мощностью 1,8 лошадиной силы. Проект большой машины, мощностью 32 лошадиные силы, был представлен царице Екатерине Второй и был одобрен, серебро казне ой как было нужно! Ползунова она повысили в чине и наградила 400 рублями, которые он так и не успел получить. Постройка машины обошлась казне в 7000 рублей, деньги по тем временам большие.

Машина И. И. Ползунова
Машина И. И. Ползунова

Итак, 23 мая 1766 года машина была запущена, сам Иваном Ивановичем к тому времени уже скончался от чахотки. Машина обслуживала только три печи из десяти, хотя могла взять на себя всю работу. Остальные меха приводились в действие водяными колесами. Но даже при этом машина окупила себя и принесла свыше 12 тысяч рублей прибыли. 10 ноября 1766 года двигатель встал из-за течи котла, что было вполне устранимо.

Согласитесь, что-то тут не так! Предприятие, поддержанное царицей, давшее отличную прибыль, вдруг останавливается из-за ничтожной неисправности, которую вполне могли устранить ученики Ползунова. Стране серебро не нужно? Преступная бесхозяйственность! Диверсия!! Караул!!!

Чтобы разобраться давайте узнаем, почему завод был построен именно на этом месте. Месторождения, с которых доставлялась руда, находились в 200 верстах. Завод не поставили южнее, так как дальше была голимая степь. А в районе речки Барнаулки были так называемые ленточные боры. Заводы потребляли огромное количество древесного угля и дров. Леса изводили подчистую, а потом приходилось ждать сто лет, пока вырастет новый лес. Который тоже вырубался. Проблема с лесом стояла даже острее, чем с нехваткой воды в водохранилищах.

Паровая машина, пожиравшая массу дров, стала кошмаром для заводской администрации. Дров просто не было. Та же ситуация сложилась через семьдесят лет на тагильских заводах с паровозами Черепановы. Дефицитные дрова для них приходилось везти гужевым транспортом за несколько десятков верст.

Так что банальное отсутствие дров стало препятствием для попытки Екатерины Второй послужить техническому прогрессу.

Меня спросят, а почему же в Англии паровые машины пришлись ко двору? Местная специфика была в том, что для топки котлов использовался каменный уголь. Месторождения руды и угля находились близко друг от друга. К тому же существовала сеть каналов, облегчавших транспортировку. На том же Урале массовое использование каменного угля началось только после строительства железных дорог в конце 19 века.