В 1991-м году мне было пять лет, но я отчетливо помню, как по телевизору показывали лебединое озеро. С момента тех августовских событий прошло 32 года.
Вчера пришла посылка из московского издательства – получил фотоальбом фотографа Дмитрия Борко (Издательство: Захаров, 2013 г.). Он провел у Белого дома все три дня августа 91-го и две недели октября 93-го. Отличная репортажная работа. Просто фотофиксация происходившего. Без оценок, интерпретаций, ответов на вопросы, которые актуальны и по сей день.
И несколько цитат Дмитрия из предисловия к фотоальбому:
«В 90-м я снимал казенную первомайскую демонстрацию, на которую впервые вышли "неформалы"… Это было шоком и для зрителей, и для Горбачева, сбежавшего даже с кремлевской трибуны. Первомай 1993-го отметился мощной "красной" демонстрацией и первыми серьезными столкновениями с милицией на ленинском проспекте. Демонстранты штурмовали грузовики, которыми перекрывали путь колонне, и забрасывали ОМОН камнями. Погиб офицер милиции. Многие репортеры, снимавшие в самой гуще, заработали переломанные руки и пробитый головы. Мне повезло – отделался разбитым объектовом».
«Мне нравилось жить сегодняшним днем. Я всю жизнь мечтал о разнообразии и теперь поглощал его полными ложками. Будучи неприхотливым по жизни, я никогда не боялся "пропасть". Даже опасности профессии воспринимались как-то приглушенно. Казалось, что ты попал в бесконечное приключенческое кино, а на самом деле с тобой ничего не может случиться.
Интересной работы было невпроворот, деньги обесценивались, но зарплата в 500 долларов позволяла почти ни в чем себе не отказывать. К тому же человечество интересовалось происходящим в России, и все мировые фотоагентства устремились сюда, скупая всё снятое местными фотографами. Тридцать долларов, которые они платили за каждый снимок. Делали нас, фотокоров, несказанно богатыми. За пару дней выездных съемок можно было купить тот самый вожделенный магнитофон, на который я когда-то копил целый год. Правда, музыку уже было слушать некогда, а происходившее вокруг стало гораздо интереснее любого кино. Мимо меня с грохотом поезда проносилась сама История».
Текст Андрей Мужщинский
Фото из фотоальбома Дмитрия Борко