Найти тему
Вехи Синематографа

Про книги. Марина Цветаева.

Трагичность и мощь её стихов ощущаются с самых ранних, когда ей нет ещё и двадцати. "Молитва" её семнадцатилетней может быть и юношеской экзальтацией, и пророчеством: 

 "Христос и Бог! Я жажду чуда

 Теперь, сейчас, в начале дня!

 О, дай мне умереть, покуда

 Вся жизнь как книга для меня..."

Душа поэта глубока и неизяснима. Это только нам в детстве казалось, что рифмовать слова забавно и увлекательно. Спустя годы мы поняли (не все конечно), что поэзия - это не ремесло, а образ жизни. Можно представить себе юную Марину Цветаеву, гуляющую по Коктебелю, влюбленную в жизнь и полную восторга. Её стихи той поры легки и воздушны, но временами с тревожным взором в будущность. 

"О, для чего я выросла большая? 

 Спасенья нет..." 

Читать её раннюю легко, но грустно - ощущение полета и неизбежного падения. 

 "Что впереди? Какая неудача?

 Во всем обман и, ах какой запрет!

 - Так с милым детством я прощалась, плача,

 В пятнадцать лет."

Поэзию более поздней Цветаевой осязаешь иначе, когда ты настроился на её волну и легко бегаешь по ломаным строкам, пересыпаными тире и дефисами, по её придуманным словам:

 "И так моё сердце над Рэ-сэ-фэ-сэром

Скрежещет..."

 Эти лесенки строк - её отличительный знак. При прочтении вслух они наполняются энергетикой, которую не всегда улавливаешь при чтении глазами. 

Публично высказываясь о поэтах такого калибра, всегда рискуешь нарваться на отповедь более понимающего суть стихов "академика". Решительно этого не боюсь, ибо поэзия - вещь интимная, обращённая лично к каждому. Кто-то увидит в цветаевских шагающих анжамбеманах грусть и красоту, а кто-то надрыв и ярость. В прошлом году будучи в Елабуге - последнем её пристанище, блуждая взглядом по дому, где она жила, по деревьям, которые она тоже видела, вспомнилось (хотя никогда и не забывалось): 

 "Мне и доныне

  Хочется грызть

  Жаркой рябины

  Горькую кисть."