Обленилась я... Ничего нового сегодня публиковать не буду... Опубликую текст, созданный в январе 2020 г. для видео. Сейчас я уже давно так не философствую... Не знаю, почему.
Философия творчества
Ещё Платон говорил, что в основе всех вещей лежит идея. Творчество без идеи тем более невозможно. Но бывает, что мы просто цепляемся за какую-то мысль, а, бывает, преобразуем её в творчество. Преобразование может осуществляться спонтанно, без предварительного замысла. Просто идея, хорошо продуманная в течение любого времени (можно вынашивать в течение месяца, а можно создать мыслительный продукт за несколько минут) сама собой превращается в произведение искусства. Я после его создания начинаю думать не об идее, а о созданном стихотворении. Этому есть своё объяснение: творческий продукт для меня означает подведение итогов мыслительной деятельности, следовательно, обдумывать больше нечего.
Но бывает, что идея не отпускает и я очень долго прокручиваю в голове какое-нибудь своё стихотворение. Кажется, именно этим процессом можно объяснить и восприятие чужого творчества, вспомнившегося сразу после появления идеи. Для полного присвоения творчество должно вспоминаться без плана, поиск "чего-нибудь на эту тему" не способствует этому. Идея выражается в чужом творчестве, и, пытаясь думать о ней по-другому, мы испытываем дискомфорт. Правда, у меня здесь по-другому работает принцип выношенной идеи: произведения нравятся, но не так сильно, как те, которые возникли сразу после появления соответствующей идеи. Одно присвоение даже пугало, ведь моё кредо - "не думай о секундах свысока", поэтому я и боялась этой песни, которая всё никак не может отпустить.
Вернёмся к созданию произведений. Бывают случаи, когда план возможен, но эмоциональное отношение должно появиться раньше. Например, о Караченцове я думала долго, потом возник план написать что-нибудь для видео на 40 дней, но я не приступала к его осуществлению. Может быть, отложенный план тоже способствует гениальному творчеству? Первые строчки сложились сами собой, потом нашлось удачное время и я созадла то, что считают гениальным все: и я, и мои читатели. Такое совпадение произошло в моей творческой практике один раз.
Почему же другие не признают гениальности некоторых отмеченных мною произведений? Может быть, они слишком сложны для восприятия? Или я считаю гениальными произведения, соответствующие доминирующей идее? Например, "Правильный выбор" отвечает представлениям о возвышенном. Это не просто красивая история из биографии любимого исполнителя, а моё восприятие жизни. Если что, это стихотворение о том, как Утёсов стал Утёсовым. А "Утёсов! Нужного нет слова..." - это не гениальное произведение, поймите! Ахматова так же мучилась со стихотворением "Сжала руки под тёмной вуалью". Мой "Утёсов" создан перед поездкой в Одессу, то есть возник определённый план создания. Способ реализации был выбран самый неудачный - вплетение в стихотворение строк из песен. Но я считаю, что произведение не должно быть простым. Оно может быть простым на первый взгляд, но содержать загадку, которую реципиент должен разгадать. В "Караченцове" я создала строчку, особый смысл которой не сразу поняла, ведь в этом стихотворении "Старший сын" - не просто обозначение роли в фильме, а нечто большее...
Вообще, "Раздумья о Николае Караченцове" - это единственное моё достойное стихотворение только о знаменитости. Знаменитость - это общая тема, это прозрачная идея. Поэтому и стихотворение к юбилею Пахмутовой не надо хвалить! Ничего хорошего также не получается из где-то услышанной фразы, похожей на стихотворную строчку, если она не сочетается с личными переживаниями. Когда я находилась в ожидании, из слов "подожди, подожди, ещё всё впереди" всё получилось, но это был единственный удачный опыт. (а сейчас я не считаю, что это удачный опыт! Но философия на тему исполнения желаний в конце апреля - это жутко! За семь лет! Почти ровно! И там предсказано всё, можно даже разбор сделать! Сейчас враги другие, которых я не учла, а в остальном...) И ничего не получается из "просто красивой" строчки, сформулированной в голове, даже если эта строчка соответствует идее. "Я вспомнила бы весь репертуар..." И что дальше? Это одна мысль, а настоящее искусство рождается из системы мыслей.
Как же понять, что я должна написать стихотворение? Должна, потому что возникли необходимые условия. Сначала рождается идея, потом складываются первые строчки, может быть, просто подходящая по смыслу рифма и чёткое понимание того, о чём будет написано дальше. Ведь бывает, что есть и восемь строк, а дальше не клеится... Причина именно в отсутствии приблизительной картины. Правда, что-то хорошее может родиться и по плану, возникшему после сформулированной идеи, но тогда нужно приложить огромные усилия, чтобы не допустить техническую ошибку. Если же сознание свободно, даже эти проблемы исчезают. Например, если очень долго приходится ехать в транспорте, можно провести такую практику: каждые 20 минут менять предмет рассуждения. Когда я это сделала, после философской части возник план написать стихотворение, и я легко с этим справилась. Но план может возникнуть и без вдохновения. Так создалась "Очередь за счастьем" - разумом, а не сердцем. Поэтому и эту вещь, по словам знакомых, гениальную, не хочу принимать.
А бывает и вдохновение без идеи... Вот знает творец, что он должен что-то сотворить, но не знает, что именно... Тогда нужно вновь обратиться к доминирующей идее или к той, которая есть в сознании, но ещё ни разу не раскрывалась. Если после появления вдохновения рождается новая идея, не стоит её брать. У меня был такой опыт с "Велосипедом".
Бывает одна идея, из которой рождается всё независимо от наличия вдохновнеия. Может быть и несколько таких идей. Петрарка посвящал свои сонеты Лауре, Айвазовский писал морские картины... Эта идея всегда может стать палочкой-выручалочкой.
Если речь идёт о больших произведениях, сначала всё идёт по такому же принципу: идея, приблизительная картина, начало работы. Но в них очень трудно отразить приблизительную картину, поэтому мыслительный процесс должен осуществляться согласно определённым правилам. Свободное творчество постепенно переходит в запланированное, но не теряет своей красоты, потому что произошло преобразование идеи с помощью вдохновения.
Вывод: никогда не заставляйте себя творить! Творите в своё удовольствие!