Я делю ритмические данные на три типа:
1. Точный ритм.
2. Бескаркасный ритм.
3. Нулевой ритм.
При правильных занятиях впоследствии любой из типов ритмических данных должен прийти к первому типу, то есть, к точному ритму.
Рассмотрим подробнее каждый тип.
1. Точный ритм.
Название говорит само за себя. Чувство ритма отличное. Воспроизводится ритм точно. Все ритмические деления абсолютны.
2. Бескаркасный ритм.
Чувство ритма есть. Но ритмические деления неточные, вследствие чего ритм получается шатким. Он вроде бы и воспроизводится, но он не ровный, не идеальный. Он как вязаная кукла без каркаса. Легко подвергается ускорениям и замедлениям. Они небольшие, так что ритмический рисунок в целом прослеживается, но он лишён той точности, которая заложена в природе ритма.
При работе с бескаркасным ритмом, тренируется чёткость и точность воспроизведения на простых ритмических рисунках, содержащим только четверти и пары восьмых длительностей. Учитель безошибочно определит тот момент, когда бескаркасный ритм перейдёт в точный, ритм полностью стабилизируется, ритмические «кирпичики» выровняются, ритм обретёт прочный стержень.
Если вы работаете по книге «Его Величество Ритм», то этот момент будет ощущаться ярко и очевидно. Добиться его необходимо при работе с главой «четверть плюс две восьмые», и только после этого можно перейти к следующим главам. Если вы работаете с ритмом только в рамках произведений, то перевести бескаркасный ритм в точный будет крайне проблематично, а то и вовсе невозможно.
3. Нулевой ритм.
При нулевом ритме ребёнок не может воспроизвести даже самые простые ритмические фигуры. Он не может воспроизвести простейший ритмический рисунок типа «четверть плюс две восьмые».
Нулевой ритм – не приговор. Ритм заложен в любом человеке, но у некоторых людей нет внутреннего представления о ритмических явлениях. В главе «Четверть и две восьмые» книги «Его Величество Ритм» ученик «прислушивается» к ощущениям, налаживает их, и таким образом обретает чувство ритма, вплоть до первого типа – то есть, ритм становится точным. Восторг учителя и ученика, которые совместными усилиями совершают эту великолепную трансформацию, стоит того, чтобы его испытать.
Но самое главное, конечно же, впереди. Этот ученик, достигший точного ритма, в дальнейшем будет осваивать ритм также быстро, как и те, кто изначально имел хорошие ритмические данные. То есть, торможение возникает только в начале работы, пока мы добиваемся точного ритма на четверти и двух восьмых. А дальше уже всё идёт в обычном, бодром темпе.
Но будьте терпеливы, это может занять много времени. У меня был ученик, с которым мы выходили их нулевого ритма в течение полугода! Всё это время он выстукивал только четверти и восьмые в размере 2/4. Но зато он обрёл чувство ритма и в дальнейшем не имел проблем с ритмическим чтением, и, конечно, освоил навык автоматического чтения ритма.
Таким образом, какой бы тип ритмических данных не имел ребёнок (или взрослый) в начале занятий, в итоге работы по книге «Его Величество Ритм» все ученики приходит к первому типу ритма, к точному ритму, а также овладевают навыком автоматического чтения ритма.
Подробности того, как работать с ритмом, чтобы достичь результата, есть в видео уроках по ритму. Все они собраны в подборке, которая будет пополняться. Вот ссылка:
А на этой странице скачайте по красной ссылке бесплатный фрагмент из книги. Кстати, в этом фрагменте есть именно та глава, при помощи которой можно вывести ритм из нулевого в точный.
Но работать по книге нужно правильно. Поэтому на этой же странице посмотрите видео «Правда о ритме». Если захотите иметь книгу целиком, то и в этом вам поможет наш сайт.