- Роман не только про динозавров, но и про Британскую империю накануне Первой мировой войны, про её внутреннее устройство, про её роль в международной политике …
- «Я не верю в ту магию, о которой говорится в моих книгах. Но я верю, что нечто по-настоящему волшебное может произойти, когда вы читаете хорошую книгу» (Джоан Роулинг)
- Зачем герои романа отправляются в Латинскую Америку и кого они там встречают …
Роман не только про динозавров, но и про Британскую империю накануне Первой мировой войны, про её внутреннее устройство, про её роль в международной политике …
«Я не верю в ту магию, о которой говорится в моих книгах. Но я верю, что нечто по-настоящему волшебное может произойти, когда вы читаете хорошую книгу» (Джоан Роулинг)
Зачем герои романа отправляются в Латинскую Америку и кого они там встречают …
В индейской деревне в джунглях Амазонки профессор Челленджер натолкнулся на тело только что скончавшегося там американца. Бедняга умер от голода, истощения и усталости. В его вещмешке Челленджер нашёл альбом с рисунками удивительных животных.
Эти рисунки похожи были на иллюстрации к книге «Исчезнувшие виды животных» (E. R. Lankester. Extinct Animals. London, 1905), вышедшей в 1905 году и подготовленной бывшим директором Музея естественной истории Рэем Ланкестером.
Сопоставив содержимое вещмешка с рассказами индейцев о горе, на которой обитают злобные духи, Челленджер понял, что перед ним драгоценные улики. Он пустился по следу американца и добрался до неприступного горного плато. Взобраться на него ему так и не удалось, но зато с вершины плато к нему слетел живой птеродактиль.
Челленджер вернулся в Лондон с сообщениями об удивительном открытии, но ему никто не поверил. Во-первых, у него было мало вещественных доказательств. Во-вторых, Челленджер обладал отвратительным характером. Он был слишком уверен в своем интеллектуальном превосходстве, неуживчив и склонен к публичным скандалам.
После очередного скандала, который Челленджер спровоцировал во время лекции об эволюции Земли, было решено собрать комиссию, чтобы проверить его сообщения на месте. В эту комиссию вошли: коллега Челленджера, профессор Саммерли, британский охотник и спортсмен лорд Рокстон и ирландский репортёр Эд Мелоун, от лица которого и ведётся повествование. В Латинской Америке к ним присоединился сам профессор Челленджер. Экспедиция состояла из четверых белокожих британцев, двух нанятых на месте метисов, индейцев и одного темнокожего потомка африканских рабов по имени Самбо.
Экспедиция пустилась по следу бедняги-американца, поднялись по Амазонке и её притокам, преодолели речные пороги, пробрались через джунгли, где их подгоняли барабаны каннибалов-индейцев. Экспедиция добралась до подножия горного плато, где обнаружила останки ещё одного американца, погибшего загадочной, но явно мучительной смертью.
Путешественники поднялись на плато, но там они оказались в ловушке из-за предательства коварного метиса. Он сбросил в пропасть единственный мост, связывавший плато с горным утесом, на который можно было взобраться. Метис мстил им за гибель своего брата и поплатился смертью за предательство. Утешения в этом было мало, поскольку белокожие путешественники оказались заперты на вершине плато и индейцы бросили их в беде. Единственной связью с внешним миром, остался Самбо. Он верно дожидался возвращения путешественников у подножия утеса и не обманул.
Британцы начали открывать для себя этот затерянный мир, населённый злобными человекообезьянами, громадными динозаврами и злосчастными индейцами, которые были вынуждены бороться за выживание и с первыми, и со вторыми. С риском для жизни британские путешественники помогли индейцам справиться с ужасными человекообезьянами, налюбовались на динозавров и пустились в обратный путь. Они вернулись в Англию, где продемонстрировали живого птеродактиля и стали героями дня.
Для кого Конан Дойл написал «Затерянный мир» …
Эпиграфом к своему роману Конан Дойл поставил красивую фразу:
«У меня есть простой план: доставить час радости мальчику, ставшему наполовину мужчиной, и мужчине, оставшемуся наполовину мальчиком».
Увы, этот роман писался не для женщин. И это характерный признак романа поздней Викторианской эпохи.
Роман Дойла резко отличает его и от авантюрного французского романа, и от исторического романа в духе Вальтера Скотта. В этих романах всегда присутствуют две героини. Есть целомудренная и прекрасная блондинка, которая становится наградой герою, если герой успевает её спасти. Есть темпераментная брюнетка, которая и сама не прочь спасти героя.
По всем законам романического жанра указать героям выход с плато должна была прекрасная индианка. Это происходит, например, в «Кавказском пленнике» Пушкина. Но у Конан Дойла эту роль выполняет молодой сын индейского вождя. Женщины в поздневикторианском романе не заслуживают доверия — они взбалмошны, капризны и непредсказуемы.
От пары «целомудренная блондинка — темпераментная брюнетка» у Конан Дойла осталась только вторая часть. Немногочисленные героини «Затерянного мира» все как на подбор темпераментные брюнетки.
Однако вместо помощи от них одни неприятности героям...
Жена профессора Челленджера устраивает ему публичный скандал при Мелоуне и угрожает разводом. Невеста Мелоуна Глэдис сначала отправляет его рисковать жизнью ради того, чтобы заслужить её руку, а потом, не дождавшись его возвращения, выходит замуж за ничтожного клерка.
Не надо доверять женщинам в викторианском романе. Лучше — это надёжная мужская дружба. Особенно накануне войны.
В том, что мир ожидает война, герои Конан Дойла не сомневаются. Да и сам Конан Дойл, надо сказать, не сильно ошибся в прогнозах. Роман печатался в 1912 году. В романе Мелоун зачем-то приводит точную дату: барабаны индейцев-каннибалов они услышали во вторник, 18 августа. В русском переводе книги указана дата 8 августа, однако в англоязычном оригинале Мелоун говорит про 18-е.
То есть, вторник пришелся на 18 августа в 1903 году, и что особо примечательно — и в 1914-м.
А летом 1914 года началась Первая мировая война…
Как «затерянный мир» оказывается «потерянным» …
Прототипом для описания затерянного плато стала история открытия реального плато Рорайма, которое находится на границе Бразилии, Венесуэлы и — тогда — Британской Гвианы. Как было установлено значительно позже, это плато возвышается над уровнем моря на 2772 метра.
Об этом плато европейцы знали по крайней мере с XVII века. Однако взобраться на него удалось только в 1884 году. Это была экспедиция британца Эверарда им Турна. Экспедиция им Турна вызвала интерес у публики. Многие рассчитывали, что он найдёт там остатки доисторической флоры и фауны. И особенно динозавров. Но динозавров там не оказалось. Однако им Турн увидел фантастический пейзаж. Это были выветрившиеся скалы, которые напоминали фигуры окаменевших людей и странных животных.
Но и после этой экспедиции им Турна плато продолжало будоражить общественность.
В 1896 году в Америке в серии популярных романов для подростков о приключениях Фрэнка Рида — младшего вышло целых два романа про плато Рорайма. Первый назывался «По течению Ориноко», а второй — «Остров в воздухе».
Американский мальчик Фрэнк Рид — младший отправляется на затерянное плато в сопровождении своего старшего товарища — профессора Перегрина. Они рассчитывали найти там динозавров, но вместо этого обнаружили три цивилизации. Первая — очень дружелюбные инки. Вторая и третья были неизвестными цивилизациями, которых путешественники окрестили «греками» и «римлянами».
«Греки» были светловолосы и очень дружелюбны. «Римляне» были крепки телом и довольно упрямы. Они угнали автомобиль Фрэнка Рида, уронили его с вершины плато, и Фрэнку пришлось возвращаться домой пешком. Эти американские романы были переизданы в Англии в начале ХХ века. Вероятно, эти книги и попали в руки Конан Дойла.
Но ожидания людей были связаны не с динозаврами и не с инками. Серьёзные люди предполагали, что на плато можно найти залежи драгоценных камней и металлов.
Следы этих ожиданий есть и в «Затерянном мире». Вспомним бриллианты, которые лорд Рокстон находит в голубой глине озера птеродактилей. Эта надежда едва не стала причиной крупного международного кризиса. Британцы всё настойчивее оттесняли от плато венесуэльцев. В 1894 году этот натиск стал таким грубым, что пришлось вмешаться США.
Венесуэльский кризис обычно датируется 1895 годом, но давление со стороны британских войск началось в 1894-м. Борьба за спорную территорию, которую Венесуэла считала своей, а Британия — территорией Британской Гвианы, переросла в дипломатический кризис, когда британцев обвинили в нарушении доктрины Монро. Согласно доктрине, США обязались не вмешиваться во внутреннюю политику европейских стран. Это же обязательство работало в обратную сторону для стран Западного полушария. Используя доктрину как повод, США вмешались в спор и приняли сторону Венесуэлы.
Под давлением Америки британцы согласились на международный арбитраж. В результате плато досталось Великобритании. Зато та территория, только по которой и можно было взобраться на плато, не будучи профессиональным альпинистом, осталась за Венесуэлой. Поэтому, плато Рорайма стало для британцев «потерянным миром».
Как роман о динозаврах рассказывает о расовых теориях …
В «Затерянном мире» есть эпизод международной политики, связанный с историей Свободного государства Конго. Лорд Рокстон — герой индейцев. Он спас их от рабства у жестоких злодеев-метисов, которые беспощадно эксплуатировали их для добычи резины. Конан Дойл лаконично добавляет — как в Конго.
Это отсылка ко всем известной в начале ХХ века истории Свободного государства Конго, которое тогда находилось в личной собственности короля Бельгии Леопольда II. Бельгийские резиновые концессии наняли племена каннибалов и с их помощью беспощадно эксплуатировали местных жителей. Британские дипломаты первыми вступились за права человека в Конго. Роджер Кейсмент опубликовал доклад о злоупотреблениях бельгийцев, который поднял волну общественного возмущения. Сам Конан Дойл внес вклад в эту борьбу книгой «Преступления Конго» 1909 года.
В 1906 году вышел популярный роман для подростков «Самба. История резинового рабства в Конго» (в оригинале — «Samba. A Story of the Rubber Slaves of the Congo») Герберта Стренджа. Герой этого романа — африканский подросток Самба, который вместе с семнадцатилетним англичанином по имени Джек борется за права своего народа и героически гибнет.
В «Затерянном мире» Самбо — это имя чернокожего африканца, который не бросил белых британцев в беде. За характером Самбо стоят представления о характере негроидной расы в расовой теории того времени. Чернокожие как дети. Они наивны, добродушны, жизнерадостны, их ни в коем случае нельзя превращать в рабов, но их опасно оставлять в одиночестве, потому что власть среди них непременно захватывают самые жестокие, как это и случилось в Конго. Это идеология Англо-бурской войны, в которой англичане отправились освобождать южноафриканцев от рабства буров. Сам Конан Дойл участвовал в этой войне в качестве военного врача.
Напомню, что бурами, или африканерами, называют потомков европейских колонизаторов из Голландии, Франции и Германии. В Англо-бурской войне 1899–1902 годов Великобритании противостояли две южноафриканские бурские республики, Трансвааль и Оранжевая Республика. Там сохранялись рабовладельческие порядки по отношению к местным племенам…
Вот одна из отсылок в расовые теории в «Затерянном мире». Казалось бы, малозначительные детали, но имеют вполне содержательный смысл.
Например, при звуке барабанов индейцев-каннибалов Челленджер и Саммерли начинают спорить о том, являются ли эти индейцы монголоидами. За этим – идеи о жёлтой, монголоидной расе. В представлении расовых теорий начала ХХ века она стоит в развитии выше, чем чёрная раса, но значительно уступает ей в моральных качествах. Эти люди вероломны, коварны и жестоки. Стоит обратить внимание на то, что индейцы в «Затерянном мире» вероломны по отношению друг к другу. Они обобрали и побили одного из своих товарищей, который был вынужден вернуться к белым британцам и чернокожему Самбо.
Но хуже всего в «Затерянном мире» себя ведут метисы — полукровки, помесь индейцев и испанцев, исторических врагов и конкурентов англичан. Метисы ещё более жестоки и коварны. Общество, в котором власть принадлежит метисам, колеблется между анархией и жесточайшей диктатурой. Для того чтобы покончить с рабством индейцев, лорду Рокстону было достаточно убить главных злодеев-метисов. После этого вся жестокая система эксплуатации распалась сама собой.
Довольно любопытно, как в «Затерянном мире» описаны американцы.
В их вещмешках и на месте их стоянки и гибели британцы находят набор чрезвычайно забавных улик. Это альбом со слабыми стихами и рисунками динозавров, мелки для рисования, золотые часы, серебряный портсигар и, что особенно трогательно, стилографическое перо. Это было модное изобретение того времени — перьевая ручка, которая заправлялась чернилами при помощи пипетки. И обрывки газеты «Чикагский демократ».
Если перевести на язык современных реалий, то перед нами два хипстера. Один с «молескином», второй с «айфоном», которые отправились в джунгли Амазонки так, как если бы это была увеселительная прогулка на Род-Айленд. А вот экипировка практичных англичан. Лорд Рокстон «курировал» эту тему, поэтому у каждого англичанина по винтовке, дробовик и более тысячи патронов…
Из кого состоит население Британских островов …
При быстром чтении современному читателю трудно заметить отзвуки расовой теории в описании британских путешественников. Тем не менее, экспедиция Челленджера — это иллюстрация расовой неоднородности Британской империи.
Например, кто такой Эд Мелоун ?
Столкнувшись с первой вспышкой его темперамента, Челленджер говорит: «Короткоголовый тип… Брахицефал, серые глаза, тёмные волосы некоторые черты негроида… Вы, вероятно, кельт?»
Мелоун отвечает, что он чистокровный ирландец. После этого Челленджер при случае шутит над ним и даёт понять, что Мелоун — ребёнок, несмышлёныш.
Сам Челленджер — шотландец. Знаем, что он родился в городе Ларгс. Это город на побережье Шотландии, напротив Ирландии. Шотландцы —гэльские племена, тоже кельтского происхождения.
За шутками Челленджера в адрес Мелоуна стоит конкуренция двух кельтских народов за историческое и культурное превосходство. До середины ХVIII века главным кельтским народом были ирландцы с их древними сагами, музыкой, танцами. Гэльские племена шотландцев считались их дальними бедными родственниками.
Но во второй половине XVIII века ситуация изменилась. Шотландцы занялись тем, что можно назвать «конструированием» своей национальной идентичности.
Напомню, что шотландский поэт Джеймс Макферсон выдумал никогда не существовавшего барда Оссиана и написал за него эпические поэмы, которые произвели фурор в Европе.
Потом шотландцы начали носить килт, сами поверили и убедили всех в том, что это их древняя одежда.
И, наконец, Вальтер Скотт заставил всю Европу влюбиться в его любимую Шотландию. Ирландцы были оттеснены на второй план.
Конан Дойл сам был ирландцем, поэтому все шуточки Челленджера в адрес Мелоуна воспринимается как комическая черта шотландского профессора.
Интересно, что во внешности Челленджера негроидные черты выражены ярче, чем в облике Мелоуна. Его описание даёт сам Мелоун.
Прежде всего его поразили длинные черные волосы, борода, спускавшаяся на грудь, подобную груди ассирийского быка, черная прядь, приклеенная к высокому и крутому лбу профессора, широченные плечи, огромная голова, мясистое лицо и при этом пронзительные синие глаза, которые властно и проницательно смотрели на Мелоуна.
В облике Челленджера автор специально подчёркивает восточные черты. Возможно, это кивок в сторону совершенно невероятной расовой теории о происхождении англичан, очень популярной в конце XIX века.
В 1875 году вышла книга под интересным названием «Наши скифские предки опознаны как семиты» (в оригинале — «Our Scythian Ancestors Identified with Israel»). Британские учёные уже тогда любили доказать что-нибудь эдакое…
Интересно, как должен был бы выглядеть профессор Челленджер ?
Конан Дойл попросил выполнить постановочные фотографии, которыми он сопроводил первое книжное издание. Дойл и его друзья позировали для таких фотографий. Ирландец Конан Дойл в парике и с накладной бородой играл роль шотландца профессора Челленджера. Его приятель, фотограф Уильям Рэнсфорд, исполнил роль ирландского репортера Мелоуна. В роли лорда Рокстона и профессора Саммерли выступил один и тот же человек — Патрик Форбс.
В романе подробно описывается внешность Рокстона. Мелоуна изумили его глаза — светло-голубые, «мерцающие, как ледяное горное озеро». Он отметил нос с горбинкой, худые, запавшие щеки, рыжеватые волосы, усы шнурочком и задорную эспаньолку. В нём было что-то и от Наполеона III, и от Дон Кихота, и от настоящего английского джентльмена, любителя охоты и спорта, живого, подвижного, суховатого и необычайно выносливого.
Но интереснее то, что Мелоуна не раз удивляет своей выносливостью и мужеством профессор Саммерли, которому в момент экспедиции уже 65 лет. Лорд Рокстон и Саммерли — англосаксы, потомки тевтонских племен, когда-то заселивших Англию. Согласно расовой теории того времени - истинные арийцы.
Разные характеры путешественников дополняют друг друга. Ирландец и шотландец вспыльчивы и темпераментны, но они наделены хорошей интуицией. Она позволяет Челленджеру быстро находить решение самых трудных проблем, а Мелоуну — стать единственным, кто почувствовал, что за ними следят человекообезьяны. Рокстон и Саммерли спокойны и выдержанны, как истинные арийцы.
За разнообразием характеров стоит представление Конан Дойла о миссии Британской империи показать миру, каким образом разные расы могут не только мирно сосуществовать, но и помогать друг другу.
В основе этого мирного сосуществования лежит правильное устройство общества. Обращает на себя внимание, что ни один из путешественников не принадлежит к числу тех, на ком официально покоится государственная власть. Они не военные, не бюрократы и не люди Церкви. С симпатией Конан Дойл описывает лорда Рокстона. Это лучший образчик английского дворянства. Одновременно он мужественный, сильный и утончённый. Но главное, это Дон Кихот, который готов всегда вступиться за права униженных и оскорбленных.
Прототипами лорда Рокстона считают двух людей.
Первый — ирландец Роджер Кейсмент, британский дипломат, который говорил о преступлениях в Конго. Кейсмент был ирландским патриотом, который в 1916 году поплатился жизнью за заговор против Англии. Вторым прототипом считают Перси Фосетта — английского путешественника, не раз отправлявшегося в Латинскую Америку в поисках Эльдорадо и сгинувшего там при таинственных обстоятельствах. Но Фосетт не был альтруистом, в отличие от лорда Рокстона.
Возможно, что Конан Дойл, который был знаком с Кейсментом и с Фосеттом, соединил их черты, но добавил к ним другие, важные для него. Это аристократизм, патриотизм и альтруизм.
Ирландский репортёр Эд Мелоун готов рискнуть жизнью ради хорошей истории. В начале ХХ века прессу было принято ругать за любовь к сенсациям, за любовь к «жареным» новостям и прочие грехи. Но Конан Дойл был уверен в том, что свободная пресса — это основа независимого общественного мнения. Без него не может быть настоящей Британской империи. Дойл сам активно участвовал в газетных кампаниях в защиту тех, кто в защите нуждался.
Наконец, профессора Челленджер и Саммерли олицетворяют собой силу науки, а на силе науки держится авторитет Британской империи в мире…
О чём говорит сходство профессора Челленджера с обезьяньим царьком ?
Увлекшись динозаврами, есть риск не заметить, в чём смысл находки Челленджера. И это не динозавры. Про них в начале ХХ века уже было известно довольно много. Открытие Челленджера заключается в том, что он нашёл недостающее звено — человекообезьян, которые подтвердили истинность теории Дарвина.
Сходство Челленджера с обезьяньим царём, над которым многие читатели весело смеются, — это довольно многозначительная деталь. Вспомним, как Конан Дойл описывает это сходство. После одного дня, проведённого в лапах человекообезьян, от одежды Челленджера остались одни лохмотья. Его чёрная борода сливалась с длинными чёрными волосами на груди. Он был копией обезьяньего царька во всём, кроме рыжей масти. Достаточно было одного дня, чтобы превратить этот «высший продукт» цивилизации в жалкого дикаря Южной Америки.
И эта фраза, на мой взгляд, очень важна. Тут Конан Дойл предвосхищает страшное открытие Первой мировой войны, состоящее в том, что грань между человеком и зверем по-прежнему очень тонка. С другой стороны, Конан Дойл твёрдо уверен в том, что эволюция необратима.
И разница между Челленджером и обезьяньим царем заключалась лишь в том, что высокий благородный лоб европейца представлял собой контраст с низким приплюснутым лбом человекообезьяны. За этой деталью стоит глубокая вера Конан Дойла в способность человекообезьяны и её потомка, человека, к эволюции.
И другая деталь, которую сегодня можно не заметить. Это полемика Челленджера с немецким профессором Фридрихом Вейсманом...
В начале романа для того, чтобы пробраться к Челленджеру, Мелоун изучает его полемику с Вейсманом и выхватывает в ней одну фразу. Это фраза про то, что каждый — по-английски «ID» (в русском переводе - «индивидуум»), — представляет собой микрокосм, складывавшийся на протяжении нескольких поколений истории семьи.
В чём же суть полемики?
Вейсман был сторонником теории эволюции Дарвина. Он отрицал возможность наследования приобретённых признаков, на которой настаивал Жан Батист Ламарк. Вейсман отрицал и волю к прогрессу.
Зато он настаивал на том, что зародышевая плазма содержит в себе память об истории семьи в нескольких поколениях, то есть был сторонником так называемого «наследственного детерминизма». И у Конан Дойла были личные причины сомневаться в теории Вейсмана.
Дело в том, что автор романа был сыном запойного алкоголика, и, согласно теории Вейсмана, ничего хорошего в жизни его не ожидало…
Однако Конан Дойл собственным примером опроверг эту теорию. И Челленджер, и Конан Дойл верят в способность человека к развитию. Верят в ту волю к прогрессу, на которой и строится наше общество.
За это Конан Дойл, на мой взгляд, и любит Челленджера, а читатели любят Конан Дойла и прощают ему его некоторые «неполиткорректные» высказывания…
«Когда вы читаете, не пытайтесь угадывать, что думает автор. Думайте сами»
(Цитата из фильма «Общество мёртвых поэтов (Dead Poets Society))
Все иллюстрации для публикации взяты из свободного доступа в сети Интернет.
Другие заметки о литературе и литераторах можно почитать/полистать в тематической подборке публикаций
«О литературе и литераторах» (переход по ссылке https://dzen.ru/suite/517d85f1-5212-4363-a54a-fb26b356c592).
Взгляните и на другие тематические подборки канала. Может быть, найдёте что-то новенькое или неожиданное для себя ?..
Посмотреть тематические подборки, полистать другие статьи и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь (переход по ссылке https://dzen.ru/id/5fea6a1ac0060a2f292e44f9).
Источники:
1. Материалы с сайта arthurconandoyle.com.
2. Чертанов М. Конан Дойл. — Молодая гвардия, 2008.
3. Бабенко В. Там, где был и не был профессор Челленджер. Вокруг света, 26 августа 2007.(эл. версия)
4. Материалы с сайта arzamas.academy.