Село Куюс расположено в самом конце Чемальского тракта. Маленькое оно - 90 домов и 200 человек населения. Однако туристы из Чемала туда едут с удовольствием. Точнее не в само село, а осмотреть его окрестности. Рядом с селом расположены грот с петроглифами и водопад Бельтиртуюк - вот они-то и привлекают туристов.
Поездка в ту сторону легкая, не требует физических усилий и займет часов пять-шесть вместе с осмотром достопримечательностей. Но как туда добраться?
Многие автотуристы, избалованные ровным Чуйским трактом, думают, что на Горном Алтае такие дороги везде. Ага, щаззз. Нет, до Чемала дорога действительно хороша.
Да и до Ороктойского моста в 42 км от Чемала доехать можно без проблем. Большая часть пути - асфальт, сменяемый гравийкой.
Сам Ороктойский мост красив и отлично выглядит над экзотичными берегами Катуни и Тельдекпенскими порогами.
Еще 13,5 км отделают мост от села Куюс. Асфальт сменяется грунтовкой, но ехать можно. Местами дорога напоминает стиральную доску. Пыли много. А вообще нам встречались таблички, что трассу "Чемал-Куюс" ремонтируют по нац.проекту.
На въезде в село - небольшая речка через которую перекинут вполне хороший мостик.
У одного из домов приметила вот такую технику. Возможно на такой по местным дорогам передвигаются куюсовцы (или куюсинцы).
На выезде из села, вот на этой развилке, нормальная дорога заканчивается. Здесь туристов на пузотерках ждут местные добытчики, предлагающие оставить городскую машину на стоянке и пересесть к ним в "джип". Цена вопроса - 2000 за машину. То есть если вас четверо - 500 р с человека. Хотя при подготовке поездки я находила информацию про 2000 с человека.
После Куюса асфальта нет совсем. Просторы лугов перерезаны паутиной грунтовых дорожек. И сначала даже кажется, что дорога ничего так. Ну подумаешь "вверх-вниз", мы же в горах)
Местами дорога уходит "в облака", проскакивая меж массивных валунов.
Вот такая дорога уже на подъезде к гроту с петроглифами.
На обочинах пасутся коровки и лошадки - обычный для Алтая пейзаж.
Слева - гора, справа - Катунь. Тоже типичный вид для Алтая.
Дорога как будто прорублена в скале.
Со временем она становится все уже и уже.
А потом и вовсе становится похожей на пешеходную тропинку.
Мое мнение, что проехать по ней можно и на седане (нормальном седане, не вицах и прочих матизах), но водитель должен быть опытным. Дело даже не в том, что дорога плохая. Да камни, да ямы, да можно днищем цепануть кочку от души. Самое неприятное - узкая дорога. На некоторых участках дороги абсолютно негде разъезжаться встречным машинам. Лично меня напугало бы только это - выписывать пируэты задом, когда от одного неосторожного поворота руля можно запросто скатиться в обрыв и горную реку - такие аттракционы не для меня точно))) Обочин, куда можно нырнуть и пропустить встречку, тут нет. И если лошадки с дороги могут уйти сами...
... то с машинами уже придется кому-то уступать, отъезжая назад.
Лучше всего сюда ехать минимум на паркетнике, конечно. А еще лучше - на УАЗике)
Фото выше сделано уже непосредственно у водопада. Сюда доезжают на машинах "самые отчаянные", как выразился наш водитель - владелец Делики, катавший нас на экскурсию до Куюса от Чемала за 10 000 р (за машину). Отчаянными быть нам понравилось, учитывая то, что день был солнечный, а на дороге нам встретилось много пеших туристов, оставивших машину на стоянке за селом и идущих к водопаду на своих двоих.
Вообще, от того места, где УАЗоводы рядом с Куюсом предлагают услуги заброски к водопаду, можно и на обычной машине проехать еще чуть дальше, до следующей стоянки рядом с турбазой.
Ниже на фото то, кто не рискнул ехать дальше второй стоянки.
Отсюда пешком идти до Бельтиртуюка минут 40 в одну сторону. Ну и еще закладывайте время на то, чтобы вдоль самого водопада погулять.
У водопада машины обычно все оставляют на обочине перед мостиком. Дальше проезжают только, чтобы развернуться.
Однако дорога ведет и дальше, будь мы на своей машине - доехали бы до упора, конечно. На фото ниже видна дорога - она справа. Да, это дорога. Проехать можно, но подъем крутой.
Дальше будет мостик из бревен. Боюсь я по таким ездить - в щелях видны потоки реки.
Вверх мы шли минут 30, а дорога все не заканчивалась.
В Яндекс.картах, к слову, этой дороги нет. И в 2ГИС тоже. Скорее всего, заканчивается она где-то среди самых вершин. Но мы туда уже не пошли.
Без приключений не обошлось. По дороге обратно пропороли колесо об острый камень. Пока мальчики колесо меняли, мы с дочерью и подругой спустились к реке - колесо очень удачно сдулось рядом с живописной бухтой Катуни.
Как итог - до края географии и тупика Чемальского тракта доехать самостоятельно можно, если осторожно. Однако подумайте хорошо - стоит ли рисковать подвеской и резиной? - вероятность повредить какую-нибудь детальку машины высока, а ближайшие СТО далеко. Если бы мы ехали на своей машине, то я бы ее оставила на второй стоянке за Куюсом, а до водопада прогулялась бы пешком. Путь от первой стоянки, где предлагают пересесть на УАЗы и Нивы, не так страшен, проехать можно. А там уже пешочком безопасней. Но если вопрос пары тысяч для вас непринципиален - пересаживайтесь на местный джип сразу за селом. Потеряете в деньгах, зато сэкономите силы на осмотр водопада и подъем вверх по нехоженым тропам, которых нет на картах.
Наш вариант для безлошадных - нанять проходимую машину с отчаянным водителем сразу в Чемале и не париться.
Ну а про впечатления от водопада и рассуждения о том, стоит ли сюда ехать в принципе - написала отдельно, здесь, тут и так уже многА букв получилось.
Подписывайтесь на канал, писать планирую много, хорошо и подробно)
Лайки и комментарии приветствуются!
Эта же дорога только в видео
Что еще почитать про Горный Алтай: