Пассажиропоток общественного транспорта Перми за первые три месяца 2023 года достиг 55,6 млн поездок, что на 27,8% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.
По просьбе Business Class в департаменте транспорта администрации Перми составили топ-10 городских маршрутов с самым большим числом пассажиров по итогам первого квартала 2023 года.
Самые востребованные маршруты
Возглавил рейтинг автобус №77 «Ул. Памирская – ул. Мильчакова». За январь-март текущего года по этому направлению совершено 2,7 млн поездок. По сравнению с первым кварталом 2022 года показатель вырос на 30,2%.
С третьего на второе место поднялся маршрут №27 «Площадь Дружбы – м/р Нагорный», на котором рост пассажиропотока составил 26,3%. На третьей строчке – направление №14 «Ул. Маяковского – ул. 2-я Запорожская», где количество пассажиров за год увеличилось на 20%. Годом ранее он был вторым по загруженности.
Отметим также рост количества поездок на автобусе №50 «Ул. Гусарова – ул. Куфонина» (+44,5%). В первом квартале 2022 года он не входил в первую десятку, а теперь занял в ней восьмую позицию.
Маршруты с большим ростом
Из всех 79 автобусных и трамвайных направлений в Перми рекордное увеличение пассажиропотока – у маршрута №17 «Пл. Дружбы – микрорайон Висим-2» – почти в 40 раз. Такая разница достигнута после продления маршрута до площади Дружбы. Вплоть до осени 2022 года автобус в микрорайоне Висим не имел связи с остальной маршрутной сетью. Причиной изоляции был сильный уклон улицы Восстания – из-за этого было законодательно запрещено прокладывать там регулярные маршруты общественного транспорта.
После изменения нормативной базы пермские власти сначала продлили маршрут №17, а затем запустили еще один – №37 «Микрорайон Висим – Улица Ушинского». Это новинка начала действовать с 2023 года.
На втором месте по росту пассажиропотока – маршрут №25 «Комсомольская пл. – Бродовское кольцо». В департаменте транспорта администрации Перми связали это с увеличением количества отправлений. С осени 2022 года на маршруте работают не две, а три машины.
В тройке лидеров также маршрут №13 «Песьянка – пл. Карла Маркса» (+55,5%). Здесь такая динамика может быть вызвана организацией выделенной полосы на участке на переходе Стахановская – Чкалова. «Стабильная работа и высокая скорость сообщения положительно влияют на привлекательность общественного транспорта», – отмечают в мэрии. В эту же логику укладывается то, что на второе место среди маршрутов с самым большим пассажиропотоком поднялся маршрут №27.
Маршруты с отрицательной динамикой
На фоне общего роста числа пассажиров общественного транспорта есть направления, на которых зафиксировано небольшое, но снижение показателей. Так, автобус №34 «Микрорайон Новые Ляды – ул. 1905 года» в первом квартале 2023 года перевез на 3,2% меньше человек, чем за аналогичный период 2022 года.
Возможной причиной снижения пассажиропотока в департаменте транспорта назвали изменение тарифной сетки электропоездов, курсирующих на этом же направлении. Весной прошлого года станция Ляды включена в тарифную зону Пермской агломерации с ценой проезда 32 рубля (с 2023 года – 34 рубля).
Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин отмечал, что борьбы за пассажиров между городским и пригородным железнодорожным транспортом нет. Обе стороны стараются выстроить единую систему. «Наша задача – скорее в том, чтобы автобусными маршрутами подвезти к ж/д станции, чтобы пересадка была удобной для пассажира, нежели конкурировать друг с другом», – говорил он.
Больше чем на 3% снизился пассажиропоток автобуса №8 «Микрорайон Крохалева – микрорайон Садовый». «Возможными причинами сокращения могли стать изменения расписания движения всех автобусных маршрутов в микрорайоне Крохалева в течение года», – предполагают в департаменте транспорта.
Всего только у шести маршрутов динамика отрицательная.
Открытые и закрытые маршруты
Общее количество направлений общественного транспорта в Перми в рассматриваемые периоды (I кв. 2022 и I кв. 2023) осталось неизменным. Как уже упомянуто, в 2023 году открыт маршрут №37. Кроме того, возобновил работу трамвай №3 «Станция Пермь II – Красный Октябрь». Одновременно перестал курсировать автобус №88, который временно заменял эту связь.
Осенью 2022 года закрыт маршрут №78 «ПНИПУ – микрорайон Кислотные Дачи». Его отсутствие компенсировали запуском автобусов №77 по укороченному маршруту, что вероятно повлияло на показатель пассажиропотока на этом направлении (+30,2%).
Отметим также, что на маршруте №48 «Чусовской водозабор – микрорайон Январский» вместо автобусов большой вместимости с 1 декабря 2022 начал ходить транспорт среднего класса. Одновременно увеличилось количество отправлений. Пассажиропоток в результате вырос на 47,5%.
Услуги мобильных кондукторов в Перми станет оказывать компания из Твери
Что с дисциплиной?
Вместе с увеличением общего пассажиропотока общественного транспорта Перми с 43,5 млн до 55,6 млн пассажиров количество оплат тоже возросло – с 36,9 млн в первом квартале 2022 года до 43,8 млн за аналогичный период 2023 года. То есть доля оплаченных поездок снизилась с 84,8% до 78,8%. При этом число маршрутов без кондукторов, где традиционно больше безбилетников, увеличилось почти вдвое – с 33 до 60.
В связи с ростом пассажиропотока департамент транспорта продолжает работу над увеличением количества рейсов и маршрутов. В этом году планируется создать экспертный совет, который займется разработкой мероприятий по развитию отрасли.