Найти тему
Business Class

Автобус (не)резиновый. Самые востребованные маршруты Перми за год стали еще более загруженными

Оглавление

Пассажиропоток общественного транспорта Перми за первые три месяца 2023 года достиг 55,6 млн поездок, что на 27,8% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

По просьбе Business Class в департаменте транспорта администрации Перми составили топ-10 городских маршрутов с самым большим числом пассажиров по итогам первого квартала 2023 года.

Самые востребованные маршруты

Возглавил рейтинг автобус №77 «Ул. Памирская – ул. Мильчакова». За январь-март текущего года по этому направлению совершено 2,7 млн поездок. По сравнению с первым кварталом 2022 года показатель вырос на 30,2%.

С третьего на второе место поднялся маршрут №27 «Площадь Дружбы – м/р Нагорный», на котором рост пассажиропотока составил 26,3%. На третьей строчке – направление №14 «Ул. Маяковского – ул. 2-я Запорожская», где количество пассажиров за год увеличилось на 20%. Годом ранее он был вторым по загруженности.

Отметим также рост количества поездок на автобусе №50 «Ул. Гусарова – ул. Куфонина» (+44,5%). В первом квартале 2022 года он не входил в первую десятку, а теперь занял в ней восьмую позицию.

Маршруты с большим ростом

Из всех 79 автобусных и трамвайных направлений в Перми рекордное увеличение пассажиропотока – у маршрута №17 «Пл. Дружбы – микрорайон Висим-2» – почти в 40 раз. Такая разница достигнута после продления маршрута до площади Дружбы. Вплоть до осени 2022 года автобус в микрорайоне Висим не имел связи с остальной маршрутной сетью. Причиной изоляции был сильный уклон улицы Восстания – из-за этого было законодательно запрещено прокладывать там регулярные маршруты общественного транспорта.

После изменения нормативной базы пермские власти сначала продлили маршрут №17, а затем запустили еще один – №37 «Микрорайон Висим – Улица Ушинского». Это новинка начала действовать с 2023 года.

На втором месте по росту пассажиропотока – маршрут №25 «Комсомольская пл. – Бродовское кольцо». В департаменте транспорта администрации Перми связали это с увеличением количества отправлений. С осени 2022 года на маршруте работают не две, а три машины.

В тройке лидеров также маршрут №13 «Песьянка – пл. Карла Маркса» (+55,5%). Здесь такая динамика может быть вызвана организацией выделенной полосы на участке на переходе Стахановская – Чкалова. «Стабильная работа и высокая скорость сообщения положительно влияют на привлекательность общественного транспорта», – отмечают в мэрии. В эту же логику укладывается то, что на второе место среди маршрутов с самым большим пассажиропотоком поднялся маршрут №27.

Маршруты с отрицательной динамикой

На фоне общего роста числа пассажиров общественного транспорта есть направления, на которых зафиксировано небольшое, но снижение показателей. Так, автобус №34 «Микрорайон Новые Ляды – ул. 1905 года» в первом квартале 2023 года перевез на 3,2% меньше человек, чем за аналогичный период 2022 года.

Возможной причиной снижения пассажиропотока в департаменте транспорта назвали изменение тарифной сетки электропоездов, курсирующих на этом же направлении. Весной прошлого года станция Ляды включена в тарифную зону Пермской агломерации с ценой проезда 32 рубля (с 2023 года – 34 рубля).

Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин отмечал, что борьбы за пассажиров между городским и пригородным железнодорожным транспортом нет. Обе стороны стараются выстроить единую систему. «Наша задача – скорее в том, чтобы автобусными маршрутами подвезти к ж/д станции, чтобы пересадка была удобной для пассажира, нежели конкурировать друг с другом», – говорил он.

Больше чем на 3% снизился пассажиропоток автобуса №8 «Микрорайон Крохалева – микрорайон Садовый». «Возможными причинами сокращения могли стать изменения расписания движения всех автобусных маршрутов в микрорайоне Крохалева в течение года», – предполагают в департаменте транспорта.

Всего только у шести маршрутов динамика отрицательная.

Открытые и закрытые маршруты

Общее количество направлений общественного транспорта в Перми в рассматриваемые периоды (I кв. 2022 и I кв. 2023) осталось неизменным. Как уже упомянуто, в 2023 году открыт маршрут №37. Кроме того, возобновил работу трамвай №3 «Станция Пермь II – Красный Октябрь». Одновременно перестал курсировать автобус №88, который временно заменял эту связь.

Осенью 2022 года закрыт маршрут №78 «ПНИПУ – микрорайон Кислотные Дачи». Его отсутствие компенсировали запуском автобусов №77 по укороченному маршруту, что вероятно повлияло на показатель пассажиропотока на этом направлении (+30,2%).

Отметим также, что на маршруте №48 «Чусовской водозабор – микрорайон Январский» вместо автобусов большой вместимости с 1 декабря 2022 начал ходить транспорт среднего класса. Одновременно увеличилось количество отправлений. Пассажиропоток в результате вырос на 47,5%.

Услуги мобильных кондукторов в Перми станет оказывать компания из Твери

Что с дисциплиной?

Вместе с увеличением общего пассажиропотока общественного транспорта Перми с 43,5 млн до 55,6 млн пассажиров количество оплат тоже возросло – с 36,9 млн в первом квартале 2022 года до 43,8 млн за аналогичный период 2023 года. То есть доля оплаченных поездок снизилась с 84,8% до 78,8%. При этом число маршрутов без кондукторов, где традиционно больше безбилетников, увеличилось почти вдвое – с 33 до 60.

В связи с ростом пассажиропотока департамент транспорта продолжает работу над увеличением количества рейсов и маршрутов. В этом году планируется создать экспертный совет, который займется разработкой мероприятий по развитию отрасли.