В первом же бою с британскими войсками в районе Кана «Королевские тигры» 503-го тяжелого танкового батальона вермахта подбили 12 «Шерманов». После удачного дебюта счет побед только рос, «Tiger II» оказались практически неуязвимыми даже для лучших на тот момент 76,2-мм пушек QF 17 pounder английской модификации «Шермана» и новейших 90-мм орудий американских САУ M36. Тяжелый танк Т-29, который в спешном порядке начали разрабатывать, должен был стать достойным ответом американских конструкторов на немецкий вызов и грозным соперником «Королевскому тигру», но встретиться им довелось лишь в виртуальных боях «World of Tanks» спустя десятилетия.
Нельзя сказать, чтобы американцы совсем не занимались тяжелыми танками, но эта программа была у них в самом конце списка приоритетов по важности, где-то между летающими танками и стоп-сигналами для кавалерийских лошадей.
Вплоть до операции «Нептун» (высадка союзников в Нормандии летом 44-го года), американские военные благодушно полагали, что «Шерманов» вполне достаточно для решения всех задач, даже не спешили разворачивать производство более защищенного и мощно вооруженного M26 «Першинг».
Боевые действия в Италии лишь убедили их в этом. «Пантеры» и «Тигры» были редким явлением, по общему мнению, решающего влияния на ход боевых действий оказать они не могли. В Нормандии американцы, с удивлением обнаружили, что, не смотря на разбомбленные заводы, этих танков оказалось гораздо больше, чем они ожидали, да еще и немцы изменили своей концепции, что «танки с танками не воюют». Оказалось, воюют, да еще как!
Пришлось срочно запускать «Першинг», да заодно, еще до его появления на фронте, обозвать «тяжелым». В отличие от французов, которые свято верили, что их Char В1 bis (на 2 тонны легче Т-34) действительно тяжелый, американское командование сделало это скорее «для поддержки духа», так как сразу после войны вернуло его в разряд средних.
Что же касается действительно тяжелых танков, то американский Комитет по вооружениям явно переоценил талант конструкторов и возможности промышленности, так как 1 марта 45-го, когда танк был еще только в бумажных пеленках, уже захотел аж 2000 Heavy Tank T29. Но уже 12 апреля 1945 года аппетит умерили до 1152, так как началось проектирование Heavy Tank T34 со 120 мм пушкой, как у советских ИС.
По завершении войны надобность в тяжелом танке вроде вообще отпала, объем заказа потихоньку сократился до 10-ти машин, а в июле 47-го просили хотя бы 8. В итоге, к октябрю получили 5. Их уже рассматривали, скорее, как испытательные стенды, так как все прототипы получали по ходу испытаний новые агрегаты и системы.
Да, своего «Тигра» американцы все же сделали, правда, когда он оказался никому не нужен. Поскольку с ним так долго возились, посмотрим, чем он был примечателен. Защита башни впечатляет. 178 мм во лбу башни с 279 мм орудийной маской, 127 мм борта и 103 мм корма. Корпус послабее, всего 102 мм, но под хорошим углом.
27-ми литровый двигатель Ford GAC выдавал мощность 770 л.с., так что удельная мощность 75-ти тонной машины (боевая масса) была ниже, чем у немецкого конкурента Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Поэкспериментировали с электромеханической трансмиссией, но остановились на гидромеханической.
Чтобы держать такой вес траки расширили уширителями до 711 мм. Удельное давление на грунт меньше тигриного на 15%, всего 0,85 кг/см2, как у средних танков.
Экипаж 6 человек: механик-водитель с помощником, два заряжающих, наводчик, командир. Интересна система управления, рычаг управления типа самолетного, поворачивать было можно, отклоняя его в сторону. Впрочем, и рычаги остались. Она была дублирована, помощник мог рулить вместо мехвода.
Собственно говоря, зачем его доделывали, объяснить трудно. Потому что саму его идею еще 7-го сентября 45-го похоронил ИС-3, наделавший много шума на параде. Против него 105 мм пушка была абсолютно неэффективна. Т-29 устарел еще за два года до появления опытных образцов. Появившийся вслед за ИС-3 новый советский танк ИС-4 довершил дело, начатое своим братом. А по сравнению с танком нового поколения ИС-7 американский «Королевский тигр» смотрелся вообще рахитичным котенком-переростком.
Единственная версия, так это то, что на нем отрабатывались различные решения и новые системы. В этом ракурсе Т-29 оказался весьма полезен. Его доработанную по результатам испытаний трансмиссию с 49-го года стали ставить на пошедший в серию M46 Patton, а потом она переехала и на тяжелый танк Heavy Tank M103, единственного тяжелого американца, которого выпустили крупной серией. Если, конечно, 300 штук можно таковой считать, по сравнению с советскими размахами.
Выпущенные образцы в итоге порезали на металлолом, оставили только два. Один красуется в музее Паттона в Форт-Нокс, Кентукки. Второй в национальном бронетанковом музее Форт-Беннинга в Джорджии.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
А как вы думаете, насколько хорош Т-29?