Найти тему

«Dazed and Confused»: чья версия круче? Как Джими Пейдж «подсмотрел» один из величайших хитов Led Zeppelin

Оглавление

Led Zeppelin не раз и не два прибирали к рукам то, что плохо лежит. Скажем так, творчески развивали чужие находки. Их «Dazed and Confused» также была не вполне авторской. Но оригинал, который лёг в основу рок-гимна, тоже заслуживает внимания!

Однажды в 1967 году американский автор песен и певец Джейк Холмс имел неосторожность выступить в Нью-Йорке на одной сцене с группой The Yardbirds, в которой играл молодой, талантливый и крайне наблюдательный гитарист Джимми Пейдж. Которому приглянулась песня Холмса «Dazed and Confused».

А дальше — дело техники! Пейдж взял песню, внёс в неё несколько изменений и исполнил с The Yardbirds. Однако она не была записана в студии до 1968 года, когда гитарист уже был в составе новой группы — Led Zeppelin.

Джимми Пейдж решил, что он внёс в «Dazed and Confused» достаточно, чтобы приписать авторство себе. Лишь в 2010 году Джейк Холмс, наконец, подал иск о плагиате. До суда дело не дошло и было урегулировано во внесудебном порядке. Зато теперь в авторстве «Dazed & Confused» официально появилась приписка: «Вдохновлено Джейком Холмсом».

Давайте послушаем и сравним, чья версия лучше!

Джейк Холмс

Песня была записана в 1967 году для дебютного альбома Джейка Холмса «The Above Ground Sound» в формате трио с акустической гитарой, электрогитарой и басом — и безо всяких барабанов! Честно говоря, они и не требуются, драйва и так хватает. Зловещий психоделический блюз о девушке, которая сбивает с толку и сводит с ума, меняет темп от медленного к бурному, превращаясь в музыкальный водоворот.

The Yardbirds

С подачи Джимми Пейджа «Dazed and Confused» прочно вошла в концертную программу The Yardbirds во время их туров в 1967 и 1968 годах. Барабанщик Джим Маккарти жжёт напалмом, кстати!

Led Zeppelin

Led Zeppelin взяли оригинал Джейка Холмса и отправились с ним в эпическое путешествие! Изменили аранжировку и существенно переписали текст, добавили ударные, начали с баса, а не с гитары. Превратив короткую песню в шестиминутный замес.

Это была первая песня Led Zeppelin, в которой Джимми Пейдж в игре на гитаре использовал смычок. Свою умопомрачительную партию он, кстати, записал с одного дубля.

Дополнительная лирика Роберта Планта изменила динамику песни, сделав её менее психоделической и более блюз-роковой. Сохранились переходы от медленных частей к ускорению, но Led Zeppelin добавили громкости, звука и безумия.

Какая версия круче?

Оригинал Джейка Холмса — сенсационная вещь. Понятно, почему Джимми Пейдж обратил на него внимание и, скажем мягко, слегка позаимствовал. Однако Led Zeppelin раскрыли в песне какие-то новые измерения. Роберт Плант на максимуме эмоций, выдающаяся игра Джимми Пейджа, алхимия баса Джона Пола Джонса и барабанов Джона Бонэма... Это действительно прорыв куда-то в вечность!

Со временем «Dazed and Confused» стала ударным концертным номером Led Zeppelin, демонстрацией их сыгранности и мощи. Пожалуй, им я и отдам свой голос.

Спасибо, что дочитали и дослушали!