Найти тему

Почему у каждого человека или группы людей есть своя перспектива видения ситуации.

Легенда (фаглета) из знака Фа - ДИ ГУДА

У Metolofi (по другой версии и произношению Метолонфин), царя страны Ифе, был козел (гбагба), у этого животного было четыре глаза: два спереди, как у всех животных, и два сзади. Два первые назывались acole (хранитель внутри дома), два других - acode (хранитель снаружи дома). И этот козел был ни кем иным, как Солнцем, которое хранило мир для Метолофи. Его звали Gbagba Nukusi. Раньше волов, козлов, овец, свиней использовали в посеве зерновых (kusi). 

Однажды Метолофи созвал всех своих крестьян и сказал им: «вы видите этого козла? Он мой, это он вами будет командовать, вы ничего не можете сделать против него. Что бы вы ни делали, мой козел скажет мне, потому что у него на затылке два глаза, что позволяет ему видеть сразу со всех сторон. 

Фетиш Легба в Бенине
Фетиш Легба в Бенине

Легба, услышав эти слова, воскликнул, что он будет делать, что хочет, и что козел об этом даже не узнает. Сразу возник оживленный спор между Легба и Метолофи, каждый утверждал, что он прав.

Наконец, Легба, прежде чем уйти сказал:

«я - Легба, и, пожалуйста, сделай что-нибудь перед твоим козлом или за его спиной без его ведома, он этого не узнает, хотя у него две пары глаз, а ты, Метолофи, утверждаешь, будто он видит все».

И Легба вернулся к себе домой. Он был очень смущен и озадачен, как доказать свою правоту. Тогда он обратился к Фа, и он ответил знаком Ди Гуда. Этот знак давал следующий совет: Легба должен был раздобыть четыре ткани разных цветов, сделать из каждой из них шляпу и украсить ею четыре маленькие земляные головки (voko). Затем он должен взять четыре куска ткани: один белый, один черный, один синий и один красный; четырех кур, четырех козлят и сумму в пять франков шестьдесят пять. Животных нужно будет принести в жертву, а из четырех кусков ткани Легба должен изготовить четырехцветную шапочку с широкими полями. 

Он соблюдает эти предписания, надевает шапочку после того, как вложил в нее амулет Фа, сделанный из литургических листьев, берет четыре воко и кладет их вместе с тканями; первый воко покрыт белым на востоке, второй воко черным на западе; третий – синим на юге, и четвертый воко – красным на севере.

-3

Затем Легба вернулся к Фа и говорит, чтобы тот повиновался.

Фа спросил у Легба: «Что ты хочешь сделать, чтобы Метолофи не узнал?

И Легба ответил: «Хочу убить первую его жену».

Фа сказал: «Надень шляпу и иди».

Легба отправляется в путь. По дороге он встречает козла. Козел видит перед собой белую шляпу, сзади черную, слева красную, справа синюю, и думает, что это не один, а четыре разных человека.

Легба обнаруживает жену Метолофи в лесу, где она собирала листья. Он отрубает ей голову. Козел видит, что совершилось преступление и бежит сообщить об этом королю. Что мужчина с красным цветом лица и в белой шляпе только что убил его жену. Метолофи поручает крестьянам найти этого человека, а козел должен был их сопровождать. Один из крестьян увидел Легба и крикнул: «Вот убийца!». Легба протестует. Другие крестьяне, что стояли сзади него, справа и слева, видят совершенно другое и говорят, что это не он, и просят его освободить. 

Сам козел признает свою ошибку. Но те, кто видит белую шляпу протестуют и настойчиво выдвигают свои обвинения. За этим последовала драка между обвинителями и защитниками Легба.

Когда действие было в самом разгаре, Легба ударом трости убил министра Метолофи. И тут же перевернул шляпу на голове. Некоторые, увидившие удар, указали пальцем на Легба, но поскольку остальные не видели этой сцены, снова начинают спорить о цвете шляпы. После этого они вновь бросили в бой друг с другом. И уже все забыли про жену царя и про все на свете, и даже про убитого тут же министра. 

-4

Позже Легба отправился на поиски короля и сказал ему: собери всех своих людей завтра утром.

Царь созывает весь свой народ в назначенное время.

И перед всеми собравшимися Легба сказал: «на днях я сказал, что буду делать все, что захочу и козел ничего об этом не узнает и не скажет, что это был Легба. Я убил вашу жену, Метолофи, и вашего министра, тоже я убил. Это все шляпа, которую я носил. Никто не смог договориться о ее цвете. Так что уже нельзя говорить, что ты, Метолофи, единственный в стране, кто все знает. Ваши крестьяне безусловно могут дать вам отличную информацию и дельный совет, но не забывайте об этом приключении».

Король хорошо усвоил урок Легба и сказал: ты сказал правду и имеешь право есть козла, у которого четыре глаза, и который ничего ими не видит (то есть заслонять солнце, помещая облака между нами и небом).

С того дня, козел важное жертвоприношение для Легба. И именно благодаря четырем сторонам света Легба смог одержать победу.

Это показывает, среди прочего, что у каждого человека, или группы людей (народа, этноса, расы и культуры) есть своя перспектива видиния ситуации.