Найти в Дзене

Фотографирую пейзажи со «сложным» небом не теряя детали в тенях.

Дорогие читатели моего совсем не пейзажного блога! Если честно, я долго не решалась написать эту статью. Очень опасаюсь, что теоретики налетят:)) О динамическом диапазоне в свое время было перечитано столько информации… «Война и мир» рядом не стояла. Теория, теория, теория, термины, цифры, гистограммы….а легкого и универсального способа, как сделать идеальную картинку, так и нет:) Почему я всё это читала? Рассказываю: Я очень люблю небо. Не буду утверждать на 💯 процентов, но есть ощущение, что небо для меня - это главный объект фотографии при съемке пейзажей. Мне нравится солнце, прорывающееся сквозь облака, небо перед закатом или грозой, лучи солнца, которые иногда можно увидеть своими глазами…Любой фотограф поймет, что я говорю о сложных для съемки условиях. Мы все знаем, что лучше снимать так, чтобы солнце не светило прямо в камеру, выбирать правильно время съемки, ближе к вечеру или ранним утром, когда солнце еще не в зените. Так же нам известно, что важно правильно выставить

Дорогие читатели моего совсем не пейзажного блога! Если честно, я долго не решалась написать эту статью. Очень опасаюсь, что теоретики налетят:)) О динамическом диапазоне в свое время было перечитано столько информации… «Война и мир» рядом не стояла. Теория, теория, теория, термины, цифры, гистограммы….а легкого и универсального способа, как сделать идеальную картинку, так и нет:)

Фотограф Катя Рашкевич. Крым. Посёлок по старой трассе Судак-Алушта.
Фотограф Катя Рашкевич. Крым. Посёлок по старой трассе Судак-Алушта.
Увеличила предыдущий кадр. После детальной обработки появилось и разнообразие цвета, контраст, детализация. Увидела даже снег на вершине гор, который на исходнике был практически незаметен.
Увеличила предыдущий кадр. После детальной обработки появилось и разнообразие цвета, контраст, детализация. Увидела даже снег на вершине гор, который на исходнике был практически незаметен.

Почему я всё это читала? Рассказываю:

Я очень люблю небо. Не буду утверждать на 💯 процентов, но есть ощущение, что небо для меня - это главный объект фотографии при съемке пейзажей.

Мне нравится солнце, прорывающееся сквозь облака, небо перед закатом или грозой, лучи солнца, которые иногда можно увидеть своими глазами…Любой фотограф поймет, что я говорю о сложных для съемки условиях.

Фотограф Катя Рашкевич
Фотограф Катя Рашкевич

Мы все знаем, что лучше снимать так, чтобы солнце не светило прямо в камеру, выбирать правильно время съемки, ближе к вечеру или ранним утром, когда солнце еще не в зените.

Так же нам известно, что важно правильно выставить экспозицию. Желательно по объекту, который является основным в кадре.

Когда я серьезно увлеклась фотографией, то понять мне было сложно, как так?! А если для меня и солнце, и небо, и горы - главные объекты? Почему я должна выбирать? И началась эпоха изучения теории, которая привела меня к тому, что камера, какая бы она ни была, и какие бы настройки я на ней не ставила никогда не снимет то, что я вижу так, как видят мои глаза.

Фотограф Катя Рашкевич. «Мишка под одеялом». Гора Аю-Даг , которую еще называют «Медведь-гора» и скалы Адалары. Вид со стороны Гурзуфа.
Фотограф Катя Рашкевич. «Мишка под одеялом». Гора Аю-Даг , которую еще называют «Медведь-гора» и скалы Адалары. Вид со стороны Гурзуфа.

Конечно, может быть я просто так и не научилась делать это правильно. Да и скорее всего так оно и есть. Но я ищу для себя свои способы обработки пейзажных фотографий, которые в итоге помогают мне приблизить изображение на фотографиях к тому, что я вижу своими глазами.

А единственный способ, который поможет это сделать - расширение динамического диапазона. Всем нам знакомое HDR.

Я сделала много попыток использовать HDR в тех вариациях, которые нам предлагают как разработчики программного обеспечения, так и изготовители фотокамер.

И сделала для себя несколько выводов:

Снимать несколько кадров, с разной экспозицией, и не важно, использовать встроенную функцию в камере или просто в ручную - не имеет смысла. Даже мой старенький Nikon D800 вполне сможет создать несколько кадров с разной экспозицией в Ligtroom из одного готового Raw файла. А часто даже из JPEG.

Фотограф Катя Рашкевич. «Огненные» облака над Ялтой
Фотограф Катя Рашкевич. «Огненные» облака над Ялтой

Затем приложение Photomatix создаст из этих кадров снимок с хорошей детализацией и в тенях и в светах.

Но что в итоге выйдет? Плоская картинка с жутким першарпом, которая даже близко не будет похожа на то, что я с таким одухотворением снимала.

В интернете полно таких «работ» от начинающих «мастеров» компьютерной графики:)) Такие картинки, даже детально проработанные и «вылизанные» я вижу невооруженным взглядом и сразу замечаю этот «искусственный» HDR. Нет там ни натуральности, ни воздуха, ни души.

Фотограф Катя Рашкевич. Примерно такой я видела Баракольскую котловину и виноградники под Коктебелем на закате.
Фотограф Катя Рашкевич. Примерно такой я видела Баракольскую котловину и виноградники под Коктебелем на закате.
А такой результат мне выдал Photomatix
А такой результат мне выдал Photomatix

Зная даже примерно, что такое динамический диапазон, а точнее его расширение можно понять - что делать с фотографией и самое главное, как её снять, чтобы потом, при обработке можно было этот ДД использовать по назначению.

Если я хочу снять небо, где много контраста света и тени, то экспозицию я настраиваю по небу.

Очень важно не потерять света, поэтому картинка, как правило, получается очень темная. Всё, что на земле уходит в тень и детали еле различимы. Но тени в RAW «вытянуть» проще, чем вернуть детализацию в тех местах, где случился пересвет.

Фотограф Катя Рашкевич. Посёлок у озера недалеко от Балаклавы.
Фотограф Катя Рашкевич. Посёлок у озера недалеко от Балаклавы.
Исходный кадр, где экспозицию я ставила по небу, но все детали на земле ушли в один большой черный силуэт.
Исходный кадр, где экспозицию я ставила по небу, но все детали на земле ушли в один большой черный силуэт.
Детали «проявились» после обработки.
Детали «проявились» после обработки.

При обработке я никогда не работаю над целым кадром. К этому я тоже пришла путем долгих экспериментов. Не получается у меня открыть такой сложный кадр в Lightroom и сделать из него конфетку просто покрутив ползунки.

Я так же, как и делает это, к примеру, Photomatix сначала создаю, а затем соединяю несколько кадров. Только не использую автоматику, а делаю это вручную.

При чем я работаю не только с разными вариантами кадра, я работаю над каждым участком фотографии, который на мой взгляд нужно подкорректировать.

Как я уже говорила, экспозицию при съемке я часто настраиваю именно по небу. Поэтому небо выходит из камеры более или менее похожее на то, что я видела. Но вот объем как правило теряется.

Фотограф Катя Рашкевич. Крым
Фотограф Катя Рашкевич. Крым
Здесь я тоже работала над деталями, так как горы и весь пейзаж потерял контраст и сочность. Экспозиция была настроена так, чтобы максимально сохранить объем неба.
Здесь я тоже работала над деталями, так как горы и весь пейзаж потерял контраст и сочность. Экспозиция была настроена так, чтобы максимально сохранить объем неба.

Для этого случая я использую прием Dodge&Burn, который обычно используют не для обработки пейзажей, а для ретуши портретов. Но как-то раз я попробовала применить этот прием для придания объема в пейзажной фотографии и мне очень понравилось:)

Рассказывать, как записать этот экшен я не буду, информации в интернете много, но я уверяю, это реально работает лучше всяких автоматических плагинов.

Фотограф Катя Рашкевич
Фотограф Катя Рашкевич

Когда я «вытягиваю» тени, в которые часто уходят горы, поля, море, то опять же, работаю в отдельном слое на каждом участке снимка. Тут главное не переборщить и не просидеть час за ручной обработкой, а в итоге получить результат, который за секунду выдаст Photomatix. А с учетом того, что за время обработки глаз замыливается, то такое случается часто. Тут важно вспомнить, что видели глаза и постараться повторить эту картинку.

✅ Если небо слишком хмурое, или же солнце почти село, то природа не может быть красочной и яркой, как если бы вы снимали тот же пейзаж, только днем и находясь спиной к солнцу.

Фотограф Катя Рашкевич
Фотограф Катя Рашкевич

Наверное многие скажут, что опять обработка, опять фотошоп….я очень люблю детали, и самое главное - при съемке я их вижу и хочу, чтобы эти детали не терялись в тенях или пересвете, жертвуя собой, ради какого-то другого объекта, которым часто является небо. Ну или наоборот, красивое небо исчезает, потому что нужно снять горы.

Я ни в коем случае не претендую на то, чтобы мой текст кто-то посчитал уроком, как нужно снимать пейзажи и как их обрабатывать. Я рассказала только свои способы и свои пути поиска. Более того, я не считаю себя профессионалом в области съемки пейзажей. И когда и вижу какие-то восхитительные работы известных мастеров, часто я не понимаю, как они добиваются такой идеальной картинки. Поэтому продолжаю искать.

-15

А если вы поделитесь своими способами, съемки и обработки в похожих условиях, то буду с интересом читать ваши комменты и смотреть ваши фотографии. Учиться и продолжать искать😊

Спасибо, что прочитали🌹

P.S.: моя тоска по Крыму набирает обороты. Пытаюсь «уйти» в мою родную атмосферу перебирая старые фотографии для оформления статей😂