Найти тему
Кириллица

Новая концепция для музея «Микула» в Нижнем Новгороде

Оглавление

Бывший заводской музей находится в Московском районе Нижнего Новгорода, вдали от туристических маршрутов. Он является точкой притяжения в основном для местных жителей и для представителей художественного сообщества Нижнего Новгорода.

В 2022 году сотрудники музея приняли решение, что пришло время выработать новую единую концепцию его развития, и обратились за помощью к студентам Вышки.

Проект, разработанный студентами, был направлен на привлечение туристов в разные культурные сферы Нижнего Новгорода. В задачи участников проекта входили:

— Разработка концепции и методологии и проведение социологического исследования, включающего глубинные интервью жителей, студентов и сообщества молодых художников Нижнего Новгорода, а также гостей города;

— Разработка технологического решения и контента для интерактивной экскурсии;

— Создание и курирование новых выставок;

— План привлечения участников новых мероприятий.

-2

Чем занимались участники проекта?

Чтобы начать грамотную работу над проектом, нужно было сначала определить реальные потребности общества, горожан и туристов, а также местных художников. В ходе интервью и наблюдений оказалось, что настоящие запросы разнятся с ожидаемыми.

«Например, при первых встречах предполагалось, что одной из проблем музея является вопрос транспортной доступности — однако опросы показали, что жители города такую проблему не замечают. Это пример только одного из выводов, которые мы представили сотрудникам музея»
Ирина Лавринович, ОП «Культурология»

Помимо сбора информации, студенты занимались управлением продукта и разрабатывали с нуля квест, сотрудничая с работниками музея.

Как заинтересовать современную аудиторию в основном направлении музея — истории боевой и трудовой славы?

-3
«Стоит сказать, что история боевой и трудовой славы не является сейчас для музея приоритетным направлением. Она частично осталась в основной экспозиции, но наиболее ценно музею искусство, в том числе искусство локальное и низовое»
Ирина Лавринович, ОП «Культурология»

Участники проекта считают, что сейчас основной силой и потенциалом музея являются люди. Музей экспонирует разные институции, через которые проходит человек на протяжении жизни. Потенциальная аудитория заинтересована в контакте и общении, поэтому лучшим решением являются фестивали и активные мероприятия.

«Также у музея есть очаровательный богатырь Микула, который довольно стихийно стал символом музея и очень привлекает посетителей»
Ирина Цэруш, ОП «Менеджмент в индустрии впечатлений»

Как с помощью таких проектов помочь Нижнему Новгороду поддержать свою репутацию молодёжного города?

-4
«Идея применения всех наших навыков и опыта для чего-то полезного, вообще идея кооперации сама по себе привлекательны для молодых людей»
Ирина Лавринович, ОП «Культурология»

Чтобы сохранять контакт с молодой аудиторией и оставаться в контексте актуальных событий, нужно общаться с сообществом на одном языке, не навязывать своего мнения, объединять людей с разными профессиями, увлечениями и опытом.

«Игровые практики, реализуемые через приложение IZI.travel и сторителлинг с участием персонажа (богатыря Микулы) позволяют говорить с молодёжной аудиторией на одном языке»
Ирина Цэруш, ОП «Менеджмент в индустрии впечатлений»

Как для конкретного музея, так и в принципе для налаживания контакта с аудиторией, важно применять новые технологии — эдьютейнмент, интерактивные элементы, геймификацию научного и культурного знания.

Как концепция и задачи проекта пересекались с вашими личными интересами?

«Я учусь на культуролога, мне и до экспедиции были интересны музеи: и как будущее место работы, и как предмет исследования. Проект для меня лично стал «пробой пера» в изучении идентичности музея и его посетителей»
Ирина Лавринович, ОП «Культурология»

Участники проекта отмечают, что даже если работа в его рамках не была напрямую связана с их научными интересами, она всё же указала новые траектории профессиональной деятельности и методы решения похожих задач.

«Это соответствует моим личным ценностям о формировании знаний об исторической и современной ткани города и демократизации музея»
Ирина Цэруш, ОП «Менеджмент в индустрии впечатлений»

Какие навыки, полученные в университете, пригодились вам в работе?

Исследовательская литература, базовые навыки полевой работы и современных методов исследования культуры, опыт работы под чьим-то руководством — важные навыки, полученные в университете и пригодившиеся в проекте.

«С другой стороны, сложно сказать, можно ли быть готовым к полю без практического опыта, а его обычно приходится получать вне программы»
Ирина Лавринович, ОП «Культурология»

Также полезными были навыки эффективного и оперативного поиска информации, проектного менеджмента, работы в команде и критического мышления.

Что в проекте получилось так, как было задумано, а над чем можно было бы ещё поработать?

Сложно сказать обо всех нюансах и сложностях, но участники отметили для себя, что для подобных исследований профессиональные антропологи, изучающие сообщества, обычно проводят «в поле» несколько месяцев, а подготовка и анализ занимают иногда ещё больше.

Основное направление работы они видят в том, чтобы создать работающую схему, которую можно было бы изменять, но применять уже во время проекта. Создавать каждый раз дизайн исследования с нуля кажется несоразмерно сложным.

«Думаю, интервью с сотрудниками других культурных организаций города получились так, как были задуманы, — меня лично они скорее убедили в необходимости исследований, подобных тому, над чем работали мы с коллегой»
Ирина Лавринович, ОП «Культурология»

Благодаря гранту фонда Владимира Потанина, музей продюсирует профессиональную озвучку для квеста, чтобы проходить его было ещё комфортнее.