Фильм "Загадочная история Бенджамина Баттона" выглядит как самый громкий провал Дэвида Финчера: всего три "Оскара", никакой прибыли и нелепости о России. Но не стоит спешить - не всё так однозначно.
22 февраля 2009 года знаменитый американский режиссёр Дэвид Финчер в буквальном смысле стоял на пороге самого значительного творческого успеха.
На вечер этого дня была назначена 81-я церемония вручения наград американской киноакадемии "Оскар", где фильм Финчера "Загадочная история Бенджамина Баттона" был представлен в 13 номинациях. В том числе в таких престижных, как "лучший фильм", "лучший режиссёр", "лучший адаптированный сценарий" и "лучшая мужская роль".
Обидный проигрыш культового режиссёра
Однако крупнобюджетный проект с кучей компьютерных спецэффектов и с Брэдом Питтом в главной роли проиграл музыкальному индийскому кино (пусть и снятому английским режиссёром) "Миллионер из трущоб". Картина Финчера получила лишь три "Оскара" (сплошь технические и художественные), а фильм Дэнни Бойла отхватил восемь золотых статуэток, включая награду за лучший фильм.
А уж если к этому прибавить кассовые результаты (при бюджете 150 миллионов долларов сборы в 330 миллионов - едва ли выползание на уровень самоокупаемости, никакой прибыли), то "Загадочную историю Бенджамина Баттона" впору считать самым громким провалом прославленного постановщика.
Ох, уж эти загадочные русские…
Но не "Оскарами" одними и уж, конечно, не деньгами измеряется художественная ценность кино. "Загадочная история Бенджамина Баттона" Дэвида Финчера - амбициозный эпос по мотивам небольшого романа американского классика Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. То, что у писателя было короткой зарисовкой любопытной идеи - а что, если человек родится стариком и по мере увеличения возраста будет молодеть, - у режиссёра стало путешествием по XX веку с необычным попутчиком.
Нашлось место в этой одиссее по эпохам и России. Вернее, советскому Мурманску в годы Великой Отечественной войны - именно сюда судьба и воля сценаристов занесла главного героя. Правда, киноверсия Мурманска военных лет у Финчера получилась специфической. Настоящий прифронтовой Мурманск испытывал на себе постоянные бомбардировки немцев и был сильно разрушен, а в фильме город представлен почти что курортом. Никаких взрывов, следов разрушений, сирен воздушной тревоги, даже уличное освещение ночью включено.
Да и с другими реалиями отечественной жизни создатели картины то ли не успели, то ли не посчитали нужным познакомиться. Так, в сцене, относящейся примерно к ноябрю 1941 года, присутствует советский офицер с погонами младшего лейтенанта. Всё бы ничего, но в Красной Армии погон как "пережитков царской армии" не было до 1943 года, различия в воинских званиях обозначали петлицы и нашивки на рукавах.
Видимо, просто не судьба Голливуду снять достоверный фильм о России - даже когда нет никакой дискриминации или пропаганды, всё равно не получается.