Найти тему
Русская Семёрка

Красный вместо зеленого: почему в СССР поменяли местами цвета светофора

Первые светофоры в СССР появились еще в начале 1930-х годов. Однако тогда они выглядели несколько иначе: красный сигнал находился не вверху, а внизу. Такими светофоры изображали и в книжных иллюстрациях. Спустя некоторое время в иллюстрации пришлось внести коррективы.

Первые светофоры в СССР

Необходимость использования светофоров возникла еще в XIX веке, когда наряду с конными повозками на дорогах городов начали передвигаться и автомобили. Первый светофор появился на улицах Лондона еще в 1868 году, а в Советском Союзе аналогичный прибор был установлен лишь спустя 62 года на одной из центральных улиц Ленинграда. Правда, тогда светофор имел несколько иной вид, так как красный сигнал находился не вверху, как сейчас, а внизу.

Лишним подтверждением этому может служить иллюстрация Аминадава Каневского к произведению Сергея Михалкова «Дядя Степа», опубликованному в 1935 году. На ней светофор изображен с красным сигналом внизу. Данная иллюстрация украшала книгу Михалкова на протяжении многих лет. Однако в 1959 году сигналы светофоров в СССР поменяли местами, поэтому пришлось внести коррективы и в книги, вышедшие ранее.

Послевоенная конвенция

Дело в том, что до Второй мировой войны в мире действовали 2 основные системы дорожных знаков: европейская и американская. В последней системе в большинстве своем использовались надписи, а первая, соответствовавшая Конвенции, принятой в 1931 году, базировалась преимущественно на символах. Однако после окончания войны была предпринята попытка создания единой системы дорожной сигнализации для всех государств нашей планеты.

В 1949 году на международной конференции ООН в Женеве была принята Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах. Именно в этих документах цвета светофора и были обозначены в соответствии с современным порядком. Эти документы подписали тогда 16 стран. Ровно через 10 лет после конференции, как пишет А. Рыбин в издании «История правил дорожного движения», к конвенции присоединился и Советский Союз.

Новая редакция

На основе международной Конвенции в СССР были разработаны единые Правила дорожного движения, а также ГОСТ 2965-60 «Знаки дорожные, сигнальные». Впрочем, в 1968 году на конференции ООН в Вене, если верить автору учебника «Международное частное право» Агнессе Иншаковой, и упомянутая Конвенция, и Протокол о дорожных знаках и сигналах были пересмотрены. Впоследствии оба соглашения были дополнены.

В 1970-х годах Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах вступили в силу в уже новой редакции. Советский Союз ратифицировал и эти документы, поэтому их требования в обязательном порядке учитываются в нормативных актах, касающихся дорожного движения, которые действуют на территории Российской Федерации и в настоящее время.