Найти в Дзене
Валентина Ми

«Чему быть суждено — неминуемо будет. Но не больше того, чему быть суждено»

Я была в Нью-Йорке. Пошли разговоры, что скоро объявят о новом штампе модной болезни, что возможно опустится "Железный занавес" и решила съездить, набраться впечатлений, собрать информацию, поглядеть, поговорить, понаблюдать, тем более что в паспорте мульти визы были еще до всех этих событий. Поехала через Польшу. До Варшавы на автобусе, а там прямой рейс Варшава-Нью-Йорк. (8 ч. 37 мин). Поляки удивили Я специально обращалась к ним по-русски. И кто мог переходил на русский, а другие смешивали русские и польские слова. И подскажут, и помогут и объяснят. Возникло чувство сожаления, что в политике мы дошли до беспредела. «Мы не принимаем с таким паспортом» А вот украинцы. В Варшаве много украинцев. Все надписи, вывески, объявления о работе на украинском. Однако между собой они говорят только на родном языке, на русском. Многие там уже работают. Мне нужно было переночевать где-то, отдохнуть, утром самолет. Один поляк подсказал, что при наличии авиабилета, на втором этаже можно уст
Оглавление

Я была в Нью-Йорке. Пошли разговоры, что скоро объявят о новом штампе модной болезни, что возможно опустится "Железный занавес" и решила съездить, набраться впечатлений, собрать информацию, поглядеть, поговорить, понаблюдать, тем более что в паспорте мульти визы были еще до всех этих событий.

Поехала через Польшу. До Варшавы на автобусе, а там прямой рейс Варшава-Нью-Йорк. (8 ч. 37 мин).

Поляки удивили

Я специально обращалась к ним по-русски. И кто мог переходил на русский, а другие смешивали русские и польские слова. И подскажут, и помогут и объяснят. Возникло чувство сожаления, что в политике мы дошли до беспредела.

«Мы не принимаем с таким паспортом»

А вот украинцы. В Варшаве много украинцев. Все надписи, вывески, объявления о работе на украинском. Однако между собой они говорят только на родном языке, на русском. Многие там уже работают.

Мне нужно было переночевать где-то, отдохнуть, утром самолет.

Один поляк подсказал, что при наличии авиабилета, на втором этаже можно устроиться.

Там были парень и девушка. Они тоже между собой разговаривали по-русски.

– Билеты. ( показываю)

– А теперь паспорт. Какое гражданство?

И при виде красного паспорта, их лица изменились, холод появился в глазах, в мимике напряжение.

– Мы не принимаем с таким паспортом.

Я усмехнулась, улыбнулась и молча отошла. Знала бы даже не подходила.

После меня зашла женщина из Латвии. С улыбкой приняли. Кто бы мог предположить, что в 21 веке, самая ближайшая к России страна будет смотреть на красный паспорт, как там у Маяковского? "К одним паспортам – улыбка у рта. К другим – отношение плевое. И вдруг, как будто ожогом, рот скривило..."

... В хостеле мест не было, переночевала в отеле.

На паспортном контроле начали задавать раздражающие вопросы: "Зачем? С какой целью? К кому? Почему через Польшу?" Но всё же пропустили.

В аэропорту Кеннеди все прошло гладко, а на выходе обратила внимание на какие-то радостные возгласы, аплодисменты, шла фотосессия. Солдат ВСУ в коляске. Видимо приехал на лечение и реабилитацию.

Про Нью-Йорк можно много что рассказать. Блеск и нищета Манхэттена, умиротворенная жизнь на Юнион-сквер, где в хорошую погоду уютно располагаются столики, где играют в шахматы, и даже в нарды, где поют и плящут кришнаиты. Нью-Йоркский музей Метрополитен. Главная библиотека Нью-Йорка. Много что интересного есть.

Но сейчас я остановлюсь на Брайтон-Бич. Многие из наших, бывших, стали гражданами Америки, имеют Грин-карту. Как они живут?

Связь, интернет и жилье

Что нужно сделать в первую очередь? Установить мобильную связь и найти жилье.

Мобильная связь с интернетом стоит 55 долларов. Можно сделать легко и быстро.

А вот жилье, это уже зависит от кошелька. Отдельная студия от 1200 $, плюс оплата коммунальных услуг. Комната в коммуналке 900-1000 $. Еще не так давно, комната в коммуналке стоила 450-500 $. А студию можно было снять за 750-800$. Все подорожало.

Мне нужен был экономный вариант, чтобы уложиться в ту наличку, которую взяла с собой.

А экономный вариант это общежитие. Звоню к женщине:

– 560 долларов в месяц. В комнате еще трое.

Согласна. И тут она добавляет: 300 долларов депозит.

– Так мне только на месяц, к чему эти депозиты?

– Я не аферистка, – с обидой в голосе говорит женщина, – когда вы уедете, я вам верну депозит. Не устраивают мои условия, ищите другие варианты, – гордо завершила она разговор.

Сдают эти комнаты, койко-место, наши, которые приехали еще в 90-е годы, обосновались, арендовали жилье и предлагают посуточно уже другим...

В помещении 11 человек, одна ванная, одна кухня.

Итак, нашла общежитие, где в сутки 25$, а если в месяц уже со скидкой 500$, чтобы человек подольше пожил.

Заплатила за неделю, чтобы понять, что к чему. На одной половине квартиры живут женщины, в каждой комнате по три-четыре человека. Над кроватью одной женщины развевается маленький флажок, знак того, что она уже гражданка CША. Давно уже живет в Америке, заработала пенсию в 800$. И теперь... 13 лет ждет социальную квартиру. 5 лет назад ей предложили, но она отказалась, "далеко очень", а она хочет на Брайтоне.

Чуть подальше - еще одна кровать гражданки Америки. Пенсия у нее в 1000 долларов. Но она планирует вернуться в Москву.

Слева от нее расположена кровать еще одной женщины. 25 лет в Америке, имеет грин-карту, работает в ресторане. Но была у нее некая странность. Она постоянно с кем-то разговаривала (я поначалу думала, что по телефону ведет беседу). То руками размахивает, объясняет кому-то, что-то, то обернется и, уставившись в одну точку, разговаривает с невидимым собеседником, эмоционально убеждает его в чем-то.

Где она заработала эту "странность"? Не знаю. Может из дому привезла, а может уже здесь приобрела.

На кухне есть еще одна кровать. Это ложе является кровом женщины лет 80-ти из Белоруссии. Тоже ждет социального жилья.

А вторую половину занимают уже мужчины-узбеки. Вообще на Брайтоне очень много узбеков, но об этом потом.

На второй день моего пребывания один из узбеков, Дима, спрашивает:

– Вы могли бы мне одолжить денег?

– Сколько? (Я подумала, может 10-20 $, на еду человеку надо)

– 200-300 долларов.

Вот здорово. Были бы деньги, я бы выбрала лучшее жилье. И потом были сомнения, что он вернет. Этот Дима из Ташкента. На самом деле он Джамшут, но его так называют. 6 лет в Нью-Йорке, имеет грин-карту, и по его словам работает "трак драйвером". Ему уже под сорок. И если человек за 16 лет, никак не переберется из общежития, то вряд ли уже это сделает в будущем. Слышала, как он по скайпу на общей кухне разговаривает с отцом: "Все хорошо, нашел новую работу. Да, там больше платят".

Он угодничает хозяйке, выполняет любые ее приказы, потому что часто запаздывает с оплатой коммуналки.

Итак, в помещении 11 человек. Одна ванная, одна кухня, один холодильник, в котором трудно отыскать место для своих продуктов.

Ну а сама хозяйка - базарная хабалка, из бывших наших. Порой удивлялась, откуда такие люди берутся. Она может подойти к человеку и, скривив рот, заявить:

– Фу, от тебя так плохо пахнет. Что ты куришь? (хотя на самом деле не было никакого запаха, это она таким образом свою значимость демонстрирует).

Или может выставить указательный палец и указать человеку в сторону комнаты: "Иди спать". Это так она разговаривает со взрослыми людьми.

Но так или иначе там люди живут месяцами, годами, может потому что все общежития однотипны, некуда деться.

Было 11, стало 17

Через пять дней моего пребывания там, появились новые "политические беженцы". Узбекская семья из 6 человек - муж с женой и четверо детей ( от 17 до 6 лет). Проникли в Нью-Йорк через Мексику по... российским документам.

Теперь уже в помещении стало 17 человек. И чтобы дождаться очереди в ванную, нужно время.

Нашла другое общежитие.

Там уже посуточно 20 долларов. Но тут другая картина. Тараканы бегают по комнате, по коридору, в ванной, на кухне. Эти насекомые так обнаглели, что запросто перескакивают на человека и ползают по рукам.

На диване спал грузин, на полу, на матрасе расположился казах, за занавеской устроились узбек с подругой. Фото автора.
На диване спал грузин, на полу, на матрасе расположился казах, за занавеской устроились узбек с подругой. Фото автора.

Но, оказалось, что тараканы это милые квартиранты. Утром встаю, хочу чаю попить, смотрю шоколадка обгрызана.

– Кто? Как?

– Это мышки лакомятся, – объясняют мне.

Вижу на одежде черные крупинки, пятна.

– Что это? Откуда?

– Это мышкины какашки, – вновь объясняет мне женщина.

Я вздрогнула, оцепенела, обомлела. Это же сколько инфекций можно занести в организм, даже не ведая об этом.

В той квартире собрался полный интернационал. И грузин спит на диване, и казах расположился на матрасе на полу, и белорус, а за занавеской устроился узбек со своей сожительницей-мексиканкой. Все позабыли о своих гордых независимых странах. Языком общения был русский.

Узбек в гневе

Тот узбек однажды устроил такой бедлам, что до сих пор вспоминаю с недоумением. Как такое может быть?

В пол седьмого утра послышались крики, ругань.

– Где, где моя барсетка? Там у меня Грин-карта, там у меня 600 долларов.

Он подбегал к каждой кровати, яростно и зло приподнимал матрасы, с лежащими там людьми, встряхивал чужие вещи, разбрасывал их по всей комнате и орал:

– Где мое портмоне? Я сейчас полицию вызову.

"Боже, куда я попала?", – продирая глаза, – думала я.

И что в результате? Он нашел свой кошелек в своих же вещах, забыл куда положил и ни перед кем не извинился.

Жить в общежитии - это пытка. Оттуда я тоже ушла в третье общежитие, где было чуть получше. По крайней мере не было мышей и ч****нутых узбеков.

Почему люди живут в общежитиях?

Заработать приличные деньги можно, если человек "продал себя в рабство". Это значит, что он живет вместе со своим подопечным (бабуля, дедуля, инвалид). И вся его жизнь посвящена этому человеку. Он живет его жизнью, по его расписанию, по его настроению, по его болезням, а своя собственная жизнь отложена на... потом. Годы летят и проходят мимо. Ради чего? Деньги.

Лишь при таких обстоятельствах не надо платить за жилье, за еду, за проездной билет (2.75$ в один конец). И с налогами не надо заморачиваться. И если повезет c пациентом, то можно накопить хорошие деньги. Моя знакомая из Монголии в неделю получает 1200 долларов. И никаких расходов, ни на жилье, ни на еду, никаких налогов. Купила уже себе квартиру. Это американской бабуле 94 года, божий одуванчик. Отпускает ее на один день, когда та попросит. В месяц один-два раза получается. Но таких бабулек еще найти надо.

В основном происходит следующее. Агенство подыскивает для женщин, и даже для мужчин (которые, кстати ценятся на этой работе) – пожилого человека или инвалида, та поработает немного и "срывается". Кого-то увольняют хозяева, кто-то сам не выдерживает старческого брюзжания и уходит. Куда? В общежитие и ждет, ждет нового пациента.

Хасиды всегда спасут

Вторая работа, которую всегда можно найти в Нью-йорке – это у хасидов (пейсатые), где в семьях много детей и где всегда требуются женщины для уборки дома. В час –15-20$. И если здоровье позволяет работать по 10 часов, есть энергия и не смущает характер работы, то тоже хороший заработок получается. Но минусом является то, что нужны траты на жилье, еду, транспорт. Так что эти общежития всегда будут актуальными.

Почему не уезжают.

У каждого своя история, о котором можно долго рассказывать. Многим некуда возвращаться.

Не думайте, что получив разрешение на работу, вы заживете как боги, найдете высокооплачиваемую работу и на вашу голову свалятся пособия, льготы. Если вы не хирург или дантист, не востребованный программист или адвокат, не психиатр (около 10 тыс. долларов в месяц), то будете жить от зарплаты до зарплаты. Вычтете налог, учтите расходы на жилье (ипотеку), не забудьте об интернете. Еда, машина, медицина, образование и посмотрите, что у вас останется. И постепенно будете обрастать кредитами. Впрочем и у нас почти также. При капитализме живем.

Всем известный Михаил Шуфутинский в свое время получал продуктовые талоны, которые выдают только малоимущим. В Россию приехал с американским долгом в 40 тыс. долларов.

Сергей Довлатов своевременно не озаботился о медицинской страховке и когда прихватило сердце, скорая помощь в поисках госпиталя, которая бы приняла без страховки, потеряла время. Опоздали.

И главное налоги. Женщина (home attendant) показывала чек. В неделю на бумаге 750 долларов, а на руки 500 долларов. Это очень хорошо для будущей пенсии. Но до пенсии еще дожить надо. Сейчас уходят на покой в 67 лет, но пошли разговоры, что поднимут до 70.

На мой взгляд, люди просто меняют небо над головой, но их жизненная дорога, их жизненный путь, будет таким, каким был бы в стране исхода или в любой другой стране. "А радость и муки всё те же и те же",
... Брайтон-Бич изменился. Это уже не "Одесская жемчужина у моря". Это уже Брайтон-стан. Но об этом в другой статье.