Есть произведения, которые пробуждают во мне сильные эмоции, есть те, которые заставляют задуматься, а есть картины, которые доставляют мне наслаждение тем, насколько натуралистично написаны художником ткани, в первую очередь, атлас дамских платьев. Одной из таких работ является «Портрет герцогини де Брольи», созданный известнейшим французским художником Жаном Огюстом Домиником Энгром.
Жан Огюст Доминик Энгр был одним из выдающихся мастеров в истории мирового искусства. Его называли «последним оплотом классической школы» и даже новым Рафаэлем. Энгр были учеником Жака-Луи Давида, самого себя считал гением, исторические картины, по его мнению, были вершиной мастерства, а портреты – всего лишь ремеслом и даже «халтурой». И все же портреты в творчестве Энгра имели не меньшее значение и со временем прославили его, как выдающегося портретиста.
«Портрет герцогини де Брольи» является одним из самых известных произведений художника и последней заказанной ему работой. Заказчиком портрета был супруг портретируемой герцогини Полин герцог Альбер де Брольи.
Жозефина-Элеонора-Мария-Полин де Галлар де Брассак де Беарн, как звали эту изысканную даму, родилась в 1825 году, а в 1845 году вышла замуж за видного аристократа герцога де Брольи (в будущем он станет премьер-министром Франции). Полин была одной из самых красивых и умных женщин своего времени, но при этом отличалась глубокой застенчивостью. Идея заказать портрет своей жены возникла у Альбера через несколько лет после их свадьбы, когда он увидел портрет своей сестры, графини Д’Оссонвиль, написанный Энгром в 1845 году. Он был так им впечатлен, что в 1850 году сделал художнику заказ.
Энгр начал работу над портретом в том же 1850 году, что подтверждается серией карандашных эскизов герцогини. С их помощью художник искал для герцогини наиболее выразительную, но при этом непринужденную позу, которая подчеркнула бы ее изысканность и аристократизм. Среди этих набросков есть даже один в стиле ню, для которого Энгру позировала не сама Полин де Брольи, а нанятая художником натурщица. В итоге нужная поза была найдена и началась работа над живописным полотном.
Энгр писал Полин с натуры у нее дома и в своих письмах к другу Шарлю Маркотту описывал процесс создания полотна. Он писал, что работа над фоном портрета буквально убивает его глаза, но благодаря тому, что он может работать дома у герцогини, дело движется очень хорошо. Портрет был завершен в 1853 году, а в декабре 1854 года представлен публике в мастерской художника на набережной Вольтера.
«Вуаля. Картина завершена и завершена под всеобщие аплодисменты. Это и правда очень красивое произведение», писал об этом событии Энгр.
Годом позже на Всемирной выставке 1855 года в Париже «Портрет герцогини де Брольи» получил высокую оценку за необычайную материальность изображенных на картине предметов. Критиков поразило, что художник не только заботился о создании образа модели, но и о ее костюме, аксессуарах и окружающих предметах интерьера. «Атлас платья, драгоценности, кружева и перья марабу в ее прическе изображены с китайской точностью и английской элегантностью», писали критики.
На портрете Энгра Полин де Брольи изображена стоящей в трехчетверном развороте, ее руки сложены, и она легко опирается локтем на спинку стоящего перед ней кресла. В меланхоличном взгляде ее больших полуприкрытых глаз и в этом легком намеке на улыбку художник сумел прекрасно передать застенчивую сдержанность своей героини.
Яркий контраст между темным фоном, куда практически не падает свет, и ярко освещенным передним планом сосредоточивает все внимание зрителя на главной героине портрета и окружающих ее атрибутах. Лично мое внимание в первую очередь приковывает бальное платье герцогини из голубого атласа, написанное настолько натуралистично, что кажется, можно услышать его приятный легкий шелест и даже ощутить холод и гладкость материала. Украшают платье ленты и кружева, прозрачность которых художник также сумел мастерски передать.
Известно, что Полин была набожной католичкой и даже написала несколько книг о христианских добродетелях святых. На ее религиозность в портрете намекает изящный кулон с мальтийским крестом, выполненный в так называемом, археологическом стиле, вдохновением для которого служили археологические находки. Кулон мог быть создан известной в середине XIX века итальянской ювелирной фирмой Кастеллани, которая как раз ввела в моду украшения, созданные на основе древних этрусских, римских, греческих и византийских произведений, найденных археологами на территории Италии. Помимо кулона на герцогине также можно увидеть изящные серьги, модное в то время жемчужное ожерелье с бриллиантовой брошью, небрежно обернутое вокруг одной ее руки, золотой браслет, инкрустированный рубинами и бриллиантами на другой руке, а также золотое кольцо.
Перед герцогиней на обитом желтым дамасским шелком кресле разложены кашемировая шаль, украшенная золотой вышивкой, белые кожаные перчатки, веер из слоновой кости и бархатная верхняя накидка. С помощью этого своеобразного натюрморта Энгр создает впечатление пойманного мгновения, словно в процессе ее сборов на бал художник попросил Полин остановится на минуту и запечатлел для нас этот мимолетный момент.
На картине материальна практически каждая деталь, но ничто не раскрывает зрителю загадку самой героини, ее внутренний мир, ее мысли и тревоги. Образ герцогини де Брольи идеализирован и нам никак не удается постичь ее. Возможно, будучи глубоко застенчивой, Полин сама желала сохранить определенную приватность. Лишь близким были доступны ее тайны, для остальных она навсегда осталась непостижимой.
Всего через семь лет после создания портрета Полин заболела туберкулезом и в возрасте 30 лет умерла, оставив пятерых сыновей и безутешного супруга, который больше никогда не женился. Портрет продолжал храниться в парижской резиденции герцога де Брольи и всегда был задрапирован черной тканью, но известно, что герцог предоставлял его на выставки трижды – в 1867, 1885 и 1900 годах.
В 1958 году наследники герцога продали «Портрет герцогини де Брольи» американскому коллекционеру и меценату Роберту Леману, после смерти которого произведение было передано музею Метрополитен. Сегодня эта выдающаяся поздняя работа Энгра представлена в постоянной экспозиции музея, в крыле Роберта Лемана.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!