Найти в Дзене
History Empires

Ли Куан Ю: хотите бороться с коррупцией? Тогда начните со своих друзей и родственников

Оглавление

Мы здесь с ног сбились. Все думаем, гадаем — да как же нам коррупцию то победить?

Но почему-то упорно не можем воспользоваться велосипедом, который уже давно изобрели и на нем с удовольствием катаются другие. Или не хотим? А у нас это возможно? Быть нам или не быть — вот в чем вопрос.

Взгрустнулось вдруг: а от правительства что-то останется? Или мне так кажется. Я ни на что не намекаю. Так просто. Подумалось.

Антипод своего отца

Его отец китаец очень любил посещать игровые притоны. Там он частенько проигрывал крупные суммы. С горя напивался, а по возвращению домой всю свою злость возмещал на несчастной беззащитной женщине — матери еще совсем маленького Ли Куан Ю.

Уже тогда, он дал себе слово — быть полной противоположностью своего отца.

После того как мальчик окончил начальную школу и колледж, семья, заложив каучуковую плантацию, отправила Ли Куан Ю в метрополию. Сначала он изучал экономику в Лондонской школе, а затем право в Кембриджском университете.

С чего начать?

К себе на родину в Сингапур будущий «отец нации» вернулся в 1949 году. Занялся адвокатской практикой. У него неплохо получалось.

Он действительно сдержал слово, данное себе еще в детстве. Добрый, но упрямый, прагматичный, приверженец национальным традициям. Ярый противник алкоголя и азартных игр.

Прошло совсем немного времени, когда Ли Куан Ю увлекся политикой. Вступил в партию «Народное действие». Прошло пять лет, как он ее возглавил. А вскоре возглавил правительство, заняв пост премьер-министра Сингапура.

Ли Куан Ю.
Ли Куан Ю.

Ни много ни мало, а молодой и амбициозный Ли Куан Ю, безусловно, патриот своей страны, поставил перед собой цель превратить государство со слаборазвитой экономикой в экономический центр Юго-Восточной Азии.

Но с чего начать? Природных богатств нет. Да что там говорить, если даже строительный песок и пресную воду доставляли из соседних регионов. Есть еще море, но много ли с него возьмешь.

Иностранные инвестиции? Но кто же осмелиться вкладываться в регион, где бесчинствует китайская мафия, а местные колониальные органы насквозь пронизаны коррупцией.

Пособие? Какое пособие? Мы не демократическая страна

Он предложил иностранным компаниям сделать в Сингапуре международный финансовый центр.

Какой центр? Ответили ему мировые финансовые воротилы. Вы посмотрите, что у вас в стране твориться. В общем, заходите завтра.

И для того, чтобы иностранные инвестиции пошли в страну, Ли Куан Ю на первое место для себя поставил борьбу с коррупцией. Причем, довольно жесткую.

Первым делом он запретил азартные игры. Резко поднял акцизы на алкоголь, после чего цены на него взлетели на недосягаемый для простого народа уровень. Да и тот дорогой можно было купить только в специализированных магазинах в строго отведенные часы продажи.

Всю полицию, которая в основном состояла из малайцев, он распустил. «Пособие? Какое пособие? Мы не демократическая страна», — ответил им глава правительства, когда уволенные стражи порядка потребовали компенсацию. Новая полиция набиралась из китайцев, считавшихся наиболее лояльными к правительству и законопослушными.

Ли Куан Ю, как юрист, знал, что можно принимать любые законы, но они будут работать, если их исполнять. И он на деле руководствовался принципом неотвратимости наказания.

Демократия? Пусть ею наслаждаются другие

Он не стал защищать даже самого своего близкого друга, когда того уличили в коррупции. Дружок, который прикрывался именем Ли Куан Ю, загремел, как у нас говорят, на «полную катушку».

Никто не мог рассчитывать на преференции. Ни друзья, ни родственники. Любое, даже небольшое подозрение в коррупции члена правительства, влекло за собой безжалостное увольнение с должности. Причем, с лишением чиновника права занимать любые места в государственном аппарате.

Ли Куан Ю.
Ли Куан Ю.

Когда Ли Куан Ю спросили, с чего начинать реформы, он ответил: «Если вы серьезно хотите бороться с коррупцией, то начните со своего окружения. Конечно, если вы знаете за что, и они знают за что».

Жесткая борьба премьер-министра с коррупцией быстро принесла свои плоды. А борьба эта шла не на жизнь, а на смерть.

Мы создали группу в «ВКонтакте» — History Empires. Заходите, знакомьтесь с интересными материалами. Поддержите нас. Подпишитесь! 👇

History Empires

Небольшой пример из истории этой компании. Одного сингапурского чиновника обличили в получении взятки в 315 тысяч долларов. Взяточник занимал пост в правительстве Ли Куан Ю и тот захотел с ним поговорить. Разговор шел наедине. О чем они вели беседу, никто не знает. Но вот только после этого разговора чиновник направился к себе, а через некоторое время его обнаружили повешенным в своем кабинете.

Его сравнивали чуть ли не фашиствующим диктатором. Согласен, что те методы, которые он использовал, не всегда приветствовались так называемыми демократическими странами.

Мол, он пренебрегает демократическими ценностями. А Ли Куан Ю и не отрицал этих обвинений. Собака лает, а караван идет.

Сингапур.
Сингапур.

Свобода слова? Гласность? Да вы что! Если какой-то журналист или писатель, возомнивший себя пупом земли, начинал критиковать курс реформ, действия правительства, то его в лучшем случае прикрывали на следующий день, а в худшем — бросали за решетку. Причем всех, невзирая на их гражданство.

Кстати, жевательная резинка в стране запрещена. Граффити, которые, согласитесь, в большинстве своем уродуют фасады, тоже.

Как-то в Сингапур на экскурсию приехал американский юноша и захотел удивить тамошних жителей своим искусством. Да, вы угадали. Разрисовал там что-то. Наказали десятью ударами по пяткам и отправили на родину. Лечиться. К трапу самолета его подвезли, так как он не смог самостоятельно передвигаться.

Когда американский консул возмутился, то сингапурские власти развели руками и сделав невинное лицо, ответили: «Закон у нас один. Что для наших, что для приезжих. Вы уж, уважаемый, не обессудьте».

Учи русский язык

С поста премьер-министра «отец нации» ушел в 1990 году, заняв пост старшего министра в правительстве Го Чок Тонга. Но все понимали, кто там играет первую скрипку. В 2004 году Ли Куан Ю окончательно отошел от дел, передав их своему старшему сыну Ли Сяньлуна.

Своим детям, двум сыновьям и дочери, Ли Куан Ю, незадолго до своей кончины, советовал учить русский язык. С чего бы это? Может что-то заметил этот безусловно гениальный управленец, когда другие в упор ничего не видят.

Он скончался в марте 2015 года на 92-м году жизни, оставив после себя одну из десяти богатейших стран мира. Где нет ни газа, ни нефти, ни угля, ни плодородной земли. Строительного песка и пресной воды нет.

А вот этот факт очень даже характеризует город-страну Сингапур, располагающего на 63 островах в Юго-Восточной Азии. Бьет, знаете, наповал. 60 процентов старшеклассников и 80 процентов учащихся младших классов сингапурских школ пользуются помощью репетиторов. А это будущее любого государства.