Найти тему
Реальная училка

День пятнадцатый

Художественный марафон

Василий Поленов. «Бабушкин сад», 1878 год.

Очень известная картина, экспонируется в Третьяковской галерее. Её изучили вдоль и поперёк—искусствоведы, художники и любители живописи. По этому полотну дети в школе пишут сочинения.

Современники художника отмечали элегичность (то есть минорность, меланхоличность, мечтательность) его картин, созвучие изображенных сюжетов тургеневским мотивам.

Я прочитала об этой картине всё, что смогла найти. Узнала, что изображённый дом принадлежал подполковнику русской армии Александру Николаевичу Юрьеву. После смерти хозяина усадьба перешла к его вдове. Считается, что она и позировала художнику для образа бабушки. Позже дом был переписан на зятя Юрьевых, корнета Николая Львовича Баумгартена. А его супруга, видимо, изображает на картине «внучку».

Это всё чрезвычайно занимательно. Я легко могла бы описать быт старой дворянской усадьбы, но не стану: это уже давно блистательно сделал Иван Сергеевич Тургенев.

Итак, мы знаем всё об изображённом пейзаже, персонажах, настроении. Я встречала описание платьев героинь. В одном из сочинений сделано предположение, что внучка держит в руках толстую книгу, которую собирается читать бабушке в саду.

Начала рассматривать этот предмет, максимально увеличив элемент картины. Попытки прочитать название оказались безуспешными. Хорошо видны лишь буквы СЛО или СЛА в начале первого слова и ОВ—в конце второго. Отсутствие твёрдого знака даёт основание предположить, что это вообще не буквы, а цифры 08. И что это за книга такая, если буквы похожи на рукописные, и никакого типографского шрифта не просматривается?

Предполагаю, что это альбом. Поскольку, фотографий тогда ещё не было, это девичий альбом, какие были у всех девушек 19 века. Существовала целая альбомная культура. Девицы писали друг другу стихи, переписывали сочинения известных поэтов, рисовали аллегорические картинки. Альбомы были средством эпистолярной коммуникации, то есть их можно назвать прообразом современных соцсетей.

Вот что обнаружилось на известной картине художника при внимательном рассмотрении деталей. Но я не искусствовед.